Лоббисты просят отсрочить мониторинг «грязных» производств
Срыв сроков реализации закона об обращении с отходами грозит экологической катастрофой
Загрязнённый воздух ежегодно уносит жизни до 8 миллионов человек, а ущерб от нездоровой экологии достигает 15 процентов мирового ВВП. Вопрос о сокращении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух поднял и президент на Госсовете 27 декабря прошлого года, проведённого в преддверии 2017-го, который объявлен Годом экологии. Казалось бы, дальше откладывать решения целого ряда острейших экологических проблем нельзя, однако воз и ныне там.
Между тем, если оставить всё, как есть, к 2050 году выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов достигнут критического предела, а значит, в наследство нашим потомкам достанется непригодная для жизни среда. В России существует не менее 300 предприятий наивысшей категории экологической опасности, на которые приходится до 60 процентов всего негативного воздействия на природу.
Еще одна экологическая проблема, грозящая перерасти в катастрофу — горы мусора, которые накопились в стране за последние десятилетия. В стране около 100 миллиардов тонн бытовых и производственных отходов и занимают они порядка четырёх миллионов гектар земли.
Законы повисли в воздухе
Решать эти проблемы призваны законы, которые давно написаны. Дело за малым: добиться, чтобы их исполняли, а не искали возможность обходить. Так, сегодня в России действует Федеральный закон «Об охране окружающей среды», предусматривающий отказ от использования устаревших неэффективных технологий и модернизацию промышленности, направленную на снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Сергей Чернин в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал, что договоры о вложениях в очистные сооружения уже подписали многие промышленные предприятия. Ведь если раньше забота об экологии для крупных предприятий было делом добровольным, то в этом году их обязали составить чёткий план соответствующих мероприятий. В Общественной палате проследят за технологическим перевооружением предприятий, — заявил он.
По мнению эксперта, самым эффективным способом контроля за действием промышленных предприятий являются аппаратные методы, которые будут внедрены к первому января 2018 года. Приборы автоматического мониторинга позволят в режиме реального времени следить за выбросами в атмосферу и не допустить коррупционного занижения числа загрязнений, — отметил общественник.
Разумеется, жёсткому экологическому контролю рады будут далеко не все. По словам председателя Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ, лоббируется очередной перенос сроков внедрения этих методов контроля с 2018-го на 2023 год. Действие закона «Об отходах производства и потребления» также отсрочено, а по сути сорвано, как ранее заявляла спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, назвав подобный подход к важнейшей проблеме неприемлемым.
Напомним, что к 1 января 2017 года субъекты Федерации должны были разработать и утвердить территориальные схемы и программы управления отходами, выбрать регионального оператора и утвердить тариф для населения. Но за два года существования закона об обращении с твёрдыми бытовыми отходами так не были приняты подзаконные акты, и ФАС не может рассчитать тарифы по утилизации мусора, а значит, региональные операторы начнут работу не раньше января 2019 года. По мнению Валентины Матвиенко, ситуация несвоевременного выпуска подзаконных актов уже стала «притчей во языцех».
Просветить нельзя заставить
Депутаты Госдумы VI созыва Максим Шингаркин убеждён: лоббистам необходимо противостоять, а экологическое законодательство в стране должно начать работать как можно скорее, ведь сроки и так неоднократно отодвигались. «Общество не может страдать из-за того, что существует сговор исполнителей», — заявил депутат. Член комитета Госдумы по аграрным вопросам Олег Лебедев также отметил, что на сегодняшний день важно отладить правоприменение принятых законов. Для этого, по его мнению, необходимо расширять полномочия экологических организаций, общественников.
Вопросы экологии и снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу должна решить модернизация промышленных предприятий, но пока общие расходы на экологическую модернизацию не дотягивают и до одного процента. Член ОП РФ, заслуженный работник лесной промышленности, академик РАЕН Виктор Грачев рассказал о ситуации, в которой сегодня находятся предприятия деревопереработки в России, и пояснил, что обеспечить переработку отходов сегодня способны лишь крупнейшие из них. Небольшие компании, работающие по устаревшим технологиям, были и остаются активными нарушителями экологических нормативов.
По мнению эксперта, реконструкция таких предприятий и оснащение их современными технологиями, которые обеспечат экологическую безопасность, необходимы, но без бюджетного софинансирования не обойтись. «Здесь должна быть выражена соответствующая позиция федеральных органов: Минфина и Минэкономики», подчеркнул Виктор Грачев.