Календарь настоящих христиан не разделяет
Праздновать Рождество 25 декабря по новому стилю будут не только католики и протестанты, но и многие православные церкви
Вопрос о том, какой календарь, юлианский или григорианский — верный, веками был предметом множества яростных споров. Однако в сопоставлении с тайной мироздания и тайной Рождества этот вопрос не только вторичен, но и, можно сказать, третьестепенен.
Так, Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская (Греческая) православные церкви празднуют Рождество 25 декабря по новоюлианскому календарю, который ещё восемь столетий будет совпадать с грегорианским.
Напомним, что именно от этого события сегодня большинство стран ведут официальное летосчисление (Новую эру). Им сегодня пользуются и христиане, и приверженцы иных религий, и даже самые яростные атеисты. Между тем, как известно, христиане расходятся в понимании, когда же реально произошло событие Рождества Христова. И в смысле года, и в смысле месяца. Впрочем, Понимание значимости события куда важнее даты.
Не «рождение», а воплощение
C ортодоксально-христианской точки зрения Рождество — не момент рождения Бога Иисуса Христа, который всегда существовал, «предвечно рождался от Отца», а момент, когда Бог воплотился. То есть принял человеческий образ, ни в малой степени не потеряв свою божественную природу. С этого момента, как писал евангелист Иоанн (Ин,1:14) «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его…». Время земной жизни Иисуса Христа было временем прямой проповеди его учения, обращённого к человечеству.
Отец Владимир Соколов, настоятель строящегося Храма во имя Равноапостольных Кирилла и Мефодия подчёркивает: «Установление церковных празднований имеет давнюю историю и было подчинено задаче установить определённую последовательность памятных дат, направленную на просвещение верующих. При этом не ставилось целью точно определять реальную дату событий».
Существует мнение, что празднование Рождества было установлено на 25 декабря как бы в противовес языческому культу «непобедимого солнца». «Это лишь одна из гипотез. Древняя христианская церковь устанавливала даты праздников не для того чтобы что-то кому-то противопоставить или наоборот, подстроиться. Её учение в корне противоречило господствовавшему тогда мировоззрению. А само существование церкви во время наивысшего материального могущества Рима было подлинным чудом. Кстати, и солнцеворот наступает не 25 декабря, а раньше».
В поисках смысла
С момента Боговоплощения прошло почти 2000 лет. С тех пор изменились представления о мире, времени и пространстве. Мы узнали, что от краёв видимой Вселенной нас отделяют тысячи световых лет. И что там, где мы видим звёзды и звёздные скопления, их уже десятки, сотни лет и тысячи лет не существует. И до нас доходит лишь когда-то испущенный ими свет. Многим стало холодно и неуютно в непостижимо огромном пространстве, наполненном, согласно научным данным, неосознаваемо горячими звёздами и космическим холодом, чёрными дырами, поглощающими звёзды и целые галактики. Ощущение своей случайности и незначительности и мимолётности в этом грандиозном мире стало источником постоянного и подспудного пессимизма и уныния для миллионов людей. Многие, вообще не понимают, для чего они существуют в этом громадном, до сих пор непостижимом мире.
Человек — спонтанный побочный продукт «большого взрыва»? Ведь господствующая научная теория гласит, что весь видимый и невидимый макро и микро мир несколько миллиардов лет назад появился из одной маленькой сверхплотной и сверхгорячей точки. А что окружало эту точку? А что было до того? Вопросы, на которые наука ответов, вероятно никогда и не даст.
Задуматься о вечном. Вдали от старых споров
Именно поэтому праздники Пасхи и Рождества давно стали для миллионов людей символами, придающими логику и осмысленность жизни, понимание неслучайности Вселенной и их появления на свет.
Особенность предстоящих рождественских праздников для многих приверженцев Православной и Католической церквей в том, что это — первое Рождество после Гаванской декларации Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. Эта состоявшаяся 12 февраля 2016 года встреча заставила многих по-новому взглянуть на старые затяжные споры о второстепенных деталях мировоззрения, обрядов и дат празднований.
Совместный долго оттачивавшийся текст наполнен краткими и ёмкими определениями. «Благодарим Бога за те дары, которые мы получили через явление в мир Его Единородного Сына. Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия, Дева Мария, и святые, которых мы почитаем. Среди них — бесчисленные мученики, явившие верность Христу и ставшие «семенем христианства» — фиксируют главы церквей.
«В решимости прилагать все необходимое для того, чтобы преодолевать исторически унаследованные нами разногласия, мы хотим объединять наши усилия для свидетельства о Евангелии Христовом… Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии», отметили в документе Папа Римский и Патриарх. Предупреждая своих приверженцев от гордыни и взглядов свысока на окружающих, он цитируют 1-ое послание Коринфянам Святого Апостола Павла: «[Бог] избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом».
«Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин… Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру… В современном мире — многоликом и в то же время объединенном общей судьбой — католики и православные призваны братски соработничать для возвещения Евангелия спасения, для общего свидетельства о нравственном достоинстве и подлинной свободе человека», — призывают Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Епископ Римский, Папа Католической церкви Франциск.
После прочтения этих простых, но таких важных слов, как-то даже и не хочется вступать в полемику об особенностях календаря. И хочется искренне и тепло поздравить с наступающими Рождественскими, святочными днями и тех, кто начинает праздник 25 декабря, и тех, кто, соблюдая более раннюю традицию, будет праздновать двумя неделями позже.