Стоп-листы мигрантов из СНГ просят пересмотреть
Сенаторы призвали главу МВД исключить из чёрных списков тех, кто совершил незначительные правонарушения
При всей необходимости строгого регулирования миграции Россия должна оставаться привлекательной страной для высококвалифицированных иностранцев. Сегодня общее количество мигрантов в России — свыше 10 миллионов человек, или почти 7 процентов всего населения страны.
Как сказал на «правительственном часе» в Совете Федерации глава МВД Владимир Колокольцев, это несёт в себе риски для безопасности и правопорядка: большинство нарушений закона у нас по-прежнему происходит в местах наибольшего скопления мигрантов. Вместе с тем решение проблемы в МВД видят не в ужесточении наказаний, а в превентивных мерах. Одна из них — социально-культурная адаптация приезжих, чьё значение министр внутренних дел характеризует как «исключительное».
Ключевой узел, разрубив который можно решить массу проблем в этой сфере, в МВД считают решение проблем очередей трудовых мигрантов на въезд в России. По убеждению Владимира Колокольцева, это прямой удар по коррупции. «Не будет очередей на въезд — не будет почвы для коррупционных проявлений в сфере миграции», — считает глава МВД России. И очередь сокращается: хотя с начала года количество соответствующих ходатайств через портал госуслуг повысилось на 85 процентов, сроки оформления существенно сократились.
За последние пять лет принят целый ряд законов, которые ужесточают ответственность в сфере миграции, например для организаторов трафика нелегалов или работодателей, которые не исполняют обязанность по предоставлению жилья и медицинскому обеспечению иностранцам. Всё это, как отметил Владимир Колокольцев, помогло упорядочить миграционные потоки, несмотря их масштабы, — въезжает-то в страну по 15 миллионов человек в год. Цифра, которая наверняка оказалась бы фатальной для того же Евросоюза.
И это, похоже, для нашей страны не предел: социологи прогнозируют в ближайшее время миграционный прирост — он, по их мнению, составит около 280 тысяч человек в год. Среди причин — улучшение экономической ситуации в России. Федеральные власти реагируют: на прошлой неделе Правительство РФ объявило о значительном снижении квот для трудовых мигрантов — согласно распоряжению кабмина, которое должно вступить в силу с 2017 года, сокращение произойдёт в среднем на 10 процентов. Ряд экспертов уже раскритиковали такие планы. В частности, в ОНФ считают, что это приведёт лишь к росту нелегальной миграции. А вот спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что предмета для спора здесь нет - если Правительство считает, что снижения квот на 10 процентов будет достаточно, чтобы удовлетворить потребности экономики, то так тому и быть.
Между тем ситуация с нелегальной миграцией зависит от работы исполнительных органов, и спикер Совета Федерации уверена, что МВД России не только не допустит роста нелегалов в нашей стране, но будет и дальше сокращать их количество. Есть к тому весомые статистические предпосылки: за последние три года количество мигрантов, совершающих преступления и нарушающих миграционные правила России, сократилось на 35 процентов. А тех, кто совершает нарушения закона повторно, стало меньше на 71 процент.
Такие впечатляющие результаты стали возможны не только за счёт «закручивания гаек» — МВД начало работать с мигрантами ещё до границы, активно сотрудничая в данной сфере с коллегами из Узбекистана и Таджикистана. И Совет Федерации готов помогать в такой работе — по словам сенатора Сергея Попова, это могут быть спецсоглашения, тестирование потенциальных мигрантов и тому подобное.
Пересмотр «запретных» списков
Между тем квотирование уступает место патентной системе — принятие закона, который наделил иностранцев правом работать в России по патенту, глава МВД оценивает высоко. По его словам, новый регулятор рынка труда — стоимость патента, который определяется каждым регионом России, — принёс в бюджеты существенную прибыль по статье доходов от НДФЛ. На конец октября она превысила 38 миллиардов рублей — показатель вырос в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Патентная система также помогает лучше контролировать и защищать национальный рынок труда. По данным МВД и ФМС, за три года её применения въезд в нашу страну закрыт для 1,7 миллиона иностранцев, которые нарушили правила пребывания на территории РФ.
Между тем в Совете Федерации указывают — иногда выдворению из страны с последующим запретом на въезд подвергаются мигранты, совершившие незначительные правонарушения или нарушившие закон не умышленно, по незнанию. В основном это касается мигрантов из ближнего зарубежья, и эта тема постоянно поднимается в ходе визитов сенаторов в страны СНГ. И поднимается в довольно остром ключе.
В этой связи Валентина Матвиенко попросила главу МВД пересмотреть «запретные» списки мигрантов из стран СНГ и по итогам анализа объявить амнистию тем, кто совершил небольшие нарушения. «Наше законодательство должно обеспечивать безопасность, но и должно быть гуманным к такой категории, как граждане СНГ», — такую позицию спикера поддержала вся палата регионов. Владимир Колокольцев согласился, что «заградительная мера должна соответствовать степени опасности нарушения, которое совершает гражданин другого государства».
Ещё одна острая тема — как обеспечить необходимые условия для депортации и выдворения нелегалов из России? В МВД России сообщают — спецучреждения для содержания депортируемых существуют в 76 субъектах РФ, но проблемой остаётся обеспечение их деятельности. Более 38 процентов переданных субъектами РФ зданий не соответствуют требованиям для таких учреждений. А в 29 регионах так и не оформлена передача зданий в федеральную собственность, что делает невозможным финансирование федеральной казной их ремонта. Поэтому глава МВД попросил сенаторов «сконцентрировать внимание глав субъектов на важности решения данной проблемы». А Валентина Матвиенко наказала членам палаты обязательно посетить центры по временному содержанию мигрантов в ходе ближайших поездок в свои регионы. И обратить внимание губернаторов там, где таких центров ещё не существует».
Как покрыть расходы на мигрантов
При всём авторитете Владимира Колокольцева в кабмине тема недостаточного финансирования МВД с учётом возросшего числа задач становится притчей во языцех. Не стало исключением и личное общение министра с сенаторами в рамках «правительственного часа» — он трижды обратил внимание, что работа ведомства может быть эффективнее, если Минфин согласится даже с самым скромным вариантом сметы, предлагаемой МВД. Если бы было финансирование, то МВД могло бы, в частности, обеспечивать новации. Например, внедрить систему, предполагающую использование электронной карты мигранта, — её появление уже сегодня поддерживает ряд сенаторов.
Но даже в условиях дефицита МВД удаётся «держать марку». Владимир Колокольцев сообщил, что было предотвращено порядка 100 конфликтов с участием мигрантов, аналогичных бойне на Хованском кладбище. Между тем в практике применения миграционных законов ведомству есть к чему стремиться. Например, сенатор Александр Чекалин, занимавший долгое время пост замглавы МВД России, предлагает задуматься над тем, чтобы разработать и принять свод законов в единый Миграционный кодекс РФ. Пока что в МВД такую инициативу комментируют сдержанно, указывая, что сначала надо проанализировать первые итоги реализации мер в рамках новой госполитики в сфере миграции до 2025 года.
Заботит парламентариев и то, что нередко депортируемые из РФ иностранцы портят имущество в центрах временного содержания, оскорбляют их сотрудников. Пока что за злостное нарушение порядка предусмотрен лишь штраф в 1000 рублей, который для мигрантов, не имеющих даже «гроша за душой», является фиктивным. Сенатор Александр Башкин предлагает ввести за такие действия административный арест до 15 суток. Однако в МВД дают понять, что всё опять упирается в финансирование: для арестованных нужны помещения, их надо содержать. Поэтому лучший выход — ускорить выдворение нарушителей за пределы РФ. По мнению парламентариев, такие дела должны рассматриваться не более месяца.
Между тем очевидно, что МВД нужен постоянный источник покрытия расходов на центры временного содержания мигрантов. И Валентина Матвиенко озвучила конкретные предложения, откуда эти средства можно взять: по её мнению, на эти цели может идти малая часть от стоимости патентов для мигрантов (например, 0,1 процента) или такая же доля от доходов, которые регионы получают от введения патентной системы. И настрой у Совета Федерации в данном случае серьёзный — курировать эту работу будет лично вице-спикер Евгений Бушмин.
Ещё материалы: Александр Башкин