Школьникам придётся писать Всероссийские проверочные работы
В 2017 году тесты исключат из ЕГЭ по всем предметам, кроме иностранного языка
В единую систему оценки качества школьного образования, помимо тех результатов, что школьники показывают на ЕГЭ и ГИА, войдут и другие показатели. В том числе – итоги всероссийских проверочных работ в разных классах и по разным предметам.
ЕГЭ и ГИА ожидают большие перемены
О том, что изменится в школьном образовании и как поменяется Единый государственный экзамен, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал сенаторам на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. По его словам, к 2017 году тесты будут исключены из заданий по всем предметам, кроме иностранного языка. Зато там появится устная часть.
«Введение устного компонента позволяет развивать речь, и мы продолжаем вводить её в экзамены, – сообщил Кравцов. – Сейчас мы работаем над устной частью по русскому языку». Сначала, в качестве эксперимента, она появится на экзаменах в 9-х классах, и если «сбоев не будет», то её внедрят и в ЕГЭ.
В регионах, где результаты ЕГЭ оставляют желать лучшего, проводится специальная, «точечная» работа. В частности, речь идёт о Северокавказском федеральном округе (за исключением Ставропольского края), пояснил чиновник. В прошлом в некоторых регионах ЕГЭ по русскому языку здесь не сдали 40 процентов школьников, а базовую математику – каждый третий ученик. После того как федеральные власти разработали для округа специальную программу, призванную повысить уровень подготовки к ЕГЭ, ситуация значительно улучшилась, признал Сергей Кравцов. «Мы будем работать со слабыми школами и в других регионах», – пообещал он. К примеру, специальный проект уже был разработан для отдалённых школ в республике Тува.
Что касается итоговой аттестации в 9 классах, то в ходе этой процедуры сдавать экзамены по выбору школьникам придётся не в добровольном, а в обязательном порядке. Причём если в 2015–2016 учебном году результаты ГИА по выборочным предметам, в том числе неудовлетворительные, не влияли на получение аттестата, то уже следующим летом всё будет по-другому. Как поясняют в Рособрнадзоре, отказ от обязательной сдачи предметов по выбору привёл к тому, что интерес ко всем дисциплинам (помимо «обязательных» русского языка и математики) резко снизился. К примеру, в 2015 году всего 0,8 процента девятиклассников выбрали для сдачи историю (ранее 25 процентов), 0,6 процента – литературу (ранее – порядка 20 процентов).
Проверять знания станут на всех уровнях
В 2015 году в школах впервые было организовано проведение Всероссийских проверочных работ (ВПР). Как считают в Рособрнадзоре, это даёт объективное представление о качестве образования не только по окончании основных этапов обучения, но и на промежуточных стадиях. Новая методика была опробована в 79 регионах РФ среди 700 тысяч четвероклассниках из 20 508 школ.
В 2016 году на федеральном уровне была разработана модель проверочных работ по русскому языку для 2-х и 5-х классов. В 2017 году планируется проведение ВПР в 4-х классах по русскому, математике, окружающему миру, в 5-х классах – по русскому, математике и биологии, а в 11-х классах – по географии, истории, физике, биологии и химии. Как пояснил Сергей Кравцов, всероссийские проверочные работы заставят учителей готовить учеников не только по тем предметам, которые были выбраны для ЕГЭ. «Если ребёнок выбрал естественнонаучное направление, историю он также должен знать, – подчеркнул он. – И наоборот. Если он предпочёл гуманитарное направление, то это не значит, что может забыть о физике».
Не менее важно исследование профессиональных компетенций учителей, считает Кравцов. «Когда мы проводили исследование среди педагогов русского языка и математики, то выяснили, что уровень предметной подготовки во многих регионах не соответствует установленному. Так, порядка 11 процентов учителей математики не смогли решить элементарные задачи, – признал он. – А если преподаватель по каким-то причинам не владеет предметом, как его ученики могут показать высокие результаты на итоговых аттестациях?»
В то же время, по словам главы Рособрнадзора, исследования среди учителей проводятся не для того, чтобы «кого-то наказать»: их цель – дать ориентир для работы институтов повышения квалификации, а также педагогических вузов.
Стоит ли наказывать педагогов?
Что делать с недостаточной квалификацией учителей, сенаторы обсудили особенно тщательно. Так, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова подчеркнула: родители жалуются на то, что качество образования в школах становится всё хуже. «Чёрный рынок репетиторства составляет от 14 до 40 миллиардов рублей, – констатировала она. – Если ребёнок ходит в школу, делает домашние задания, почему учитель не может подготовить его к тому, чтобы он сдал ЕГЭ хотя бы на «удовлетворительно»?
Сенатор Виктор Кондрашин предложил вернуть в педагогические вузы форму подготовки «специалитет» и обучать будущих педагогов не четыре, а, как раньше, пять лет. Его коллега Дмитрий Василенко призвал присмотреться к тому, как медалисты сдают первую сессию: «Если выпускник окончил школу с серебряной или золотой медалью, а в течение первой сессии с ним вдруг «случился провал», может быть, стоит ввести ответственность за это для школ и учителей?».
Кравцов отнесся к предложению наказывать педагогов скептически. По его словам, проследить за тем, как в дальнейшем учатся 700 тысяч вчерашних школьников, в организационном плане очень непросто. «Кроме того, проведение сессий в отдельных вузах также оставляет желать лучшего, – сказал он. – Все мы помним историю одного из ректоров в Пензенской области, организовавшего преступную схему, при которой студентов вынуждали платить деньги при сдаче дипломных работ, сессий».
Сенатор Олег Казаковцев указал на то, что в стране наблюдается дефицит школьных учителей, а в педвузы идут далеко не самые сильные выпускники школ. «Именно поэтому мы и предлагаем работать с имеющимися кадрами, повышать их квалификацию», – ответил Сергей Кравцов.
По словам чиновника, специальные исследования показали, что «не дорабатывают педагогические вузы, в результате чего страдает и предметная и методическая подготовка школьных учителей».
«Если на аттестации выясняется, что у педагога есть проблема с предметной подготовкой, его надо отправлять на курсы повышения квалификации, а не наказывать», – считает руководитель Рособрнадзора.
Ещё материалы: Лилия Гумерова, Олег Казаковцев