Бывшего вице-губернатора Петербурга нагнало уголовное дело
Марата Оганесяна обвиняют в хищении 50 миллионов рублей при строительстве стадиона на Крестовском острове
Рано утром 16 ноября в дверь московской квартиры Марата Оганесяна позвонили: «Откройте, полиция!». Так бывший вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян, который с прошлого года занимает должность вице-президента банка «Российский капитал», стал фигурантом уголовного дела.
Экс-чиновника обвиняют в организации мошеннической схемы, которая позволила украсть бюджетные деньги, выделенные на строительство стадиона на Крестовском острове. Пока речь идёт о 50 миллионах рублей, но сумма может и вырасти.
«Бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян, осуществляя курирование строительства стадиона на Крестовском острове, обеспечил незаконное привлечение акционерного общества «ТДМ» в качестве субподрядчика, — сообщили в Главном следственном управлении Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу. — Он организовал перечисление в пользу данного акционерного общества аванса в сумме более 50,48 миллиона рублей, которые в последующем были похищены через фирмы-однодневки.
Причём следователи уверены, что Оганесян изначально знал об отсутствии у «ТДМ» намерения расходовать полученные денежные средства на поставку видеотабло для стадиона.
Уголовное дело по поводу исчезновения денег завели ещё в феврале: правоохранительные органы заинтересовало, куда делись 50 миллионов, выплаченных в 2014 году в качестве аванса за табло, и ещё около ста миллионов, на которые должны были поставить рельсы и тележки для раздвижной крыши арены. Маршрут денег на табло следователи уже выяснили: оказалось, что тогдашний генподрядчик - компания «Инжтрансстрой-СПб» перевела их акционерному обществу «Театрально-декорационные мастерские», а оно их переправило фирме Stage Technology Construction. Затем средства оказались в организации «Промэлектроника СПб», после чего миллионы обналичили и они исчезли.
О том, что «ТДМ» появился на стадионе в качестве субподрядчика именно благодаря Оганесяну, косвенно свидетельствует тот факт, что с этой компанией экс-чиновник активно сотрудничал ещё до того, как стал вице-губернатором Петербурга. С 2010 по 2013 год он трудился в дирекции по строительству при Министерстве культуры сначала руководителем, затем главой Северо-Западной дирекции. А «Театрально-декорационные мастерские» участвовали в реконструкции Большого театра и БДТ, строительстве второй сцены для Мариинки и других крупных проектах. И когда в 2013 году Оганесян перешёл в Смольный и стал отвечать за строительный блок, в том числе за возведение футбольного стадиона к ЧМ-2018, фирма «ТДМ» появилась и на этой площадке.
В начале июля этого года оперативники пришли в «Театрально-декорационные мастерские» — там, а также у учредителей компании Александра Шимберга и Владимира Халифа прошли обыски. Вскоре фигурантами дела стали бывший первый заместитель председателя петербургского комитета по строительству Александр Янчик и сотрудники «ТДМ» Григорий Попов, Елена Ковалёва и Артём Куспиц. Кроме последнего, все активно дают показания – во многом благодаря этому и был задержан Марат Оганесян.
Это событие вызвало в петербургском Заксобрании некоторую оторопь: по долгу службы многие парламентарии часто общались со «строительным» вице-губернатором и хорошо его знают. У кого-то с ним сложились более-менее рабочие отношения, кому-то приходилось с ним скандалить.
- Вот именно потому, что у меня были с Оганесяном сложные отношения, так как я боролся против прокладки дороги через Митрофаньевское кладбище, я не буду комментировать его задержание, — откликнулся на новость депутат Андрей Анохин. – Не хочу устраивать пляски на костях.
- Мы все несколько удивлены развитием событий: сначала министр экономразвития Алексей Улюкаев, теперь Марат Оганесян, — вздохнул вице-спикер Заксобрания Сергей Соловьёв. – Но и за строительством стадиона мы уже десятилетие наблюдаем с не меньшим удивлением. Мы понимаем, что этот объект особенный, он должен быть самым лучшим, самым надёжным, самым современным. Но есть определённые сомнения в громадных расходах, ведь смета с семи миллиардов рублей выросла до сорока. Мы бы хотели, чтобы строительство поскорее завершилось, и город получил именно такую арену, которую ему обещали. Если задержание Оганесяна – это результат системной работы, то к следственным органам нет претензий. Я не знаю, прав он или виноват – это решит суд. Но хотелось бы, чтобы петербуржцы были спокойны за потраченные деньги, поэтому и должно быть пристальное внимание ко всем участникам процесса.