Битва под Москвой – почувствуй себя участником
В московском «Манеже» открылась выставка, посвящённая 75-летию исторического сражения
Торжественным вносом знамени легендарной «Панфиловской дивизии» началась сегодня церемония открытия выставки «Война и мифы», посвящённой 75-летию битвы под Москвой и 75-летию же подвига 28 гвардейцев-панфиловцев.
Красная звёздочка рядом с нательным крестиком
Первые посетители экспозиции не случайно вошли в «Манеж» в «круглую» годовщину страшного и героического боя у разъезда Дубосеково. Один из залов полностью посвящён героизму воинов 316-й стрелковой дивизии, на следующий после сражения день награждённой орденом Боевого Красного Знамени, а ещё днём позже по представлению Георгия Жукова ставшей гвардейской. Через считаные дни после этого она получила почётное право впредь именоваться «Панфиловской», став второй и последней нашей воинской частью, названной в честь погибшего командира. Первой была «Чапаевская» дивизия.
...Современные технологии музейного дела способны на многие чудеса. На мониторах несколькими касаниями пальцев можно получить любую информацию о былом, ставшем поводом для сегодняшней экспозиции. Школьники, обступившие экскурсовода, вдруг видят себя на огромном экране рядом с защитниками нашей столицы. В соседнем зале скорбно и объёмно выступают из тьмы портреты солдат-панфиловцев, прибывшие из Казахстана и Киргизии, чтобы негаданно для себя остановить на ближайших подступах к Москве две танковые и одну пехотную дивизию гитлеровцев.
«Красная звёздочка рядом с нательным крестиком, найденные поисковиками вместе с останками погибшего красноармейца, – это не только трагический символ войны, но и доказательство неугасающей веры и духовности наших людей, – сказал мне научный директор выставки, доктор исторических наук Михаил Мягков, показывая на один из экспонатов. – Противодействие фальсификации истории Второй мировой войны – это необходимость для всех нормальных людей, которые хотят, чтобы над их домом оставалось мирное небо».
Желающих же переписать историю по своему усмотрению, к сожалению, немало. Скандальную пальму первенства держит перебежчик-изменник Виктор Резун, нашедший, увы, последователей среди псевдолибералов, готовых радостно объявить вымыслом любой из хрестоматийных эпизодов Великой Отечественной войны – от тарана Виктора Талалихина до героической гибели Зоя Космодемьянской. О недопустимости смиренного взгляда на подобные попытки говорил на открытии экспозиции народный артист РСФСР Михаил Ножкин, песню которого из киноэпопеи «Освобождение» знает каждый. Отец барда и киноактёра воевал под Ржевом. Иные поклонники «цивилизованной» Европы, несшей якобы толерантность и процветание «диким» восточным людям, именуют эти события «Ржевской мясорубкой», но в упор не хотят замечать героизм, проявленный защитниками города, среди которых, подчеркнул Ножкин, почти половина была не профессиональными военными, а ополченцами, устоявшими под ударами лучших соединений вермахта.
Самому Михаилу Ивановичу воевать по малолетству не пришлось, однако посмотреть на то, что война делает с людьми, ему довелось сполна. Чуть ли не в пять лет юный Миша участвовал в концертах для раненых в госпитале, на месте которого в пятидесятые годы появилась «высотка» на Котельнической набережной. Увиденное и стало первой и надёжной прививкой от восприятия всерьёз рассуждений о «гуманных» избавителях от тоталитаризма.
«Воюя под Москвой, надо думать о Берлине»
Одновременно с «антимифологической» экспозицией в «Манеже» открылась и выставка «Война глазами очевидцев», ради которой из запасников Государственного Музейно-выставочного центра «РОСИЗО» извлекли немало интереснейших рисунков, полотен, плакатов. Запомнилось полотно незаслуженно полузабытого живописца Евгения Окса «Гвардейцы на подступах к Москве». Название напрямую не говорит о панфиловцах, но именно они удостоились звания гвардейцев в самые страшные дни обороны, сражаясь до последнего. Картина без прикрас показывает, как они дрались на последних рубежах. Винтовки, гранаты да «ручник» Дегтярёва против танков, которые пылают на полотне, как пылали и наяву.
Эта экспозиция тоже щедра на открытия. Взять знаменитые «Окна ТАСС». На памяти и на слуху в основном немногие карикатуры Кукрыниксов и некоторых других авторов, а «плакатное» наследие войны обширно и характерно ещё тем, что карикатуристы успевали откликнуться на злобу дня в отличие от их «живописных» собратьев, которые неизбежно отставали ввиду большей трудоёмкости работы кистью. Судя по выставке, плакатно-карикатурное наследие весьма велико и по сию пору не полностью исследовано, хотя среди него немало воистину шедевров жанра. Взять хотя бы почти не воспроизводимый в наше время плакат Виктора Дени, сюжет которого исчерпывающе излагают стихотворные строчки: «На Москву! Хох! От Москвы: ох!»..
Не обошлись плакатисты и без Пушкина. В сорок первом году очень пришлись ко двору пророческие строки Александра Сергеевича: «Но тяжко будет им похмелье; / Но долог будет сон гостей / На тесном, хладном новоселье, / Под злаком северных полей».
Провидчество гения подчёркивают помещённые на одном из стендов слова будущего маршала Рокоссовского: «Воюя под Москвой, надо думать о Берлине».
А своеобразным итогом раздумий, страданий, мужества стали слова, оставленные безвестным нашим воином на облицовочной плите со стен рейхстага, тоже показанной на выставке. Плита настоящая, и сейчас её вполне можно воспринять как надгробье мечтам Гитлера о «Тысячелетнем рейхе». Что же касается надписи, то она при всей шероховатости стала прекрасной эпитафией захватчикам: «Кремля вам, гадам, не видать, а рейхстагу капут».