Кучерам – права, каретам – номера
В Петербурге хотят навести порядок с гужевым транспортом
Кучеры, возящие туристов в прогулочных каретах, должны иметь водительские права, уверен депутат Заксобрания Петербурга Алексей Цивилёв. И предложил закрепить это законом, причём сразу федеральным. Правда, идея пока в письменном виде не оформлена.
Причиной такого интереса к гужевым повозкам стало ДТП, произошедшее вечером 5 ноября на Невском проспекте. С него на Казанскую улицу поворачивал «Хёндай Солярис». Точнее, собирался повернуть – машина стояла, пропуская бесконечный поток пешеходов. Туда же ехала и карета, запряжённая парой лошадей. Девушка-возница несколько раз проорала водителю авто, чтобы он ехал и не задерживал, но так как тот явно не собирался давить пешеходов, стегнула своих коней вожжами и направила карету прямо в толпу, задев колёсами корпус «Соляриса». Осколки задних фар машины посыпались на мостовую. По неподтверждённой информации, девушка была пьяна. Следом проехала вторая карета – её возница, не сбавляя скорость, с криком «Осторожно!» тоже погнала лошадей на людей. Пешеходы кинулись врассыпную.
- Это происшествие показало, что с покатушками в каретах пора наводить порядок, — уверен депутат Алексей Цивилёв. – Не ждать же нам, когда погибнут люди!
Впрочем, одна жертва конных упряжек в Петербурге уже была – в июле 2007 года погибла пятилетняя Валерия, дочь губернатора Сочи Виктора Колодяжного. Она с папой каталась по городу в туристической карете, и на Дворцовой набережной в повозку врезались «жигули». Девочка выпала на дорогу и получила тяжелейшие травмы. Почти сутки врачи боролись за её жизнь, но спасти не смогли. После того случая власти Северной столицы попытались как-то упорядочить езду карет по городу. Итогом стал список оживлённых улиц, по которым запретили движение гужевого транспорта.
- Но этот запрет не соблюдается, — констатировал Цивилёв. – Кареты как ездили по Невскому, так и ездят. Поэтому первым делом я соберу рабочую группу, мы поднимем документы и выясним, какие в городе имеются утверждённые маршруты для катания в повозках, где им нельзя ездить вообще и как всё это соблюдается. Я считаю, что в Петербурге должны быть зоны, где туристы смогут безопасно покататься на каретах, не создавая угрозы другим участникам движения. А то скоро в газетах появятся заголовки, как в «Двенадцати стульях»: «Попал под лошадь».
По мнению парламентария, кроме водительских прав у возницы, должны быть и номера у карет, иначе они скроются с места происшествия – и как их искать?
- Я не против катания на каретах, это такая же неотъемлемая часть туристического Петербурга, как катера на Неве, — добавил Цивилёв. – Но посмотрите на кучеров Европе – ухоженные, в цилиндрах. У кареты номер, лошади не гадят. А у нас 90 процентов возниц – это девушки с банкой джин-тоника в руках! И это – полноценный участник дорожного движения! Хотя бы ПДД он обязан знать?
Но нет, не обязан: в России сейчас гужевой повозкой может управлять любой, кому исполнилось 14 лет, никаких экзаменов сдавать для этого не надо. В пьяном виде, конечно, за вожжи браться запрещено, но штраф за это – всего 1500 рублей.
- Мы за сто лет просто забыли, что лошадь может нанести тяжёлые травмы людям, — напомнил парламентарий. – И управлять ею намного сложнее, чем машиной: у животных нет ни газа, ни тормоза. Поэтому возница должен быть профессиональным.
Правда, в ГИБДД к инициативе депутата отнеслись скептически. Ведь правила – одни на всех, а значит, придётся обязать сдавать на права и деревенских мальчишек, которые возят на телегах удобрения на поля и сено для скота. Да и кто будет принимать такой экзамен? В полиции давно не осталось специалистов, умеющих управлять не то что конной четвёркой или шестёркой, а хотя бы парой лошадей.
- Значит, будут заводить или привлекать коневодов, — не смутился Алексей Цивилёв. – Есть же конная полиция, это даже очень красиво и почётно – полицейский на лошади.
Тем не менее, депутат готов рассмотреть и альтернативный вариант: вместо федеральной инициативы подготовить региональную, согласно которой к катанию туристов в Петербурге будут допускаться только лицензированные возницы, сдавшие экзамен, в том числе и по Правилам дорожного движения.