У американцев всё просто
Году в девяностом прошлого столетия делегация Союза советских обществ дружбы, ну и так далее, отправилась в Соединённые Штаты. Напутствовала посланцев мира обаятельнейшая Валентина Терешкова. И делегация полетела.
На первой же встрече с дружественными американцами руководитель группы стал произносить заготовленную заранее торжественную речь и вдруг нарвался на возмущённые возгласы аудитории. Он-то хотел как лучше, а потому сказал, что в компактной делегации помимо русских есть узбек, грузинка, кто-то ещё и, кажется, два – точно не меньше – еврея. Тут-то аудитория и взорвалась. Довольному поначалу собой чиновнику в решительной форме объяснили, что в Штатах несть ни эллина, ни иудея. Вернее, иудеи есть, а вот евреев точно нет. И настаивать на противоположном – значит наносить американской нации оскорбление.
У американцев всё просто. Свою национальную принадлежность они определяют всё тем же словом «американцы». И всё. Законодательно это никак не закреплено. Но практика такова. Разбирать, кто какие имеет корни – занятие неблагодарное. Да и ненужное. Американская нация отвечает практически всем признакам такой общности, сформулированным Сталиным и пока не отвергнутым. Единство языка, территории, культуры, экономической деятельности. Всё есть.
Старшее поколение должно помнить, как в своё время было объявлено о формировании новой исторической общности «советский народ». Считалось, что в условиях развитого социализма материальная и духовная общность советских людей получила всестороннее развитие. Это привело к союзу всех классов и социальных групп, наций и народностей, у представителей которых формировалось всё больше общесоветских, интернациональных черт.
Кто-то может возразить, что советский, равно как и российский народ формировался совсем по иному принципу, чем американский. Американцы – все пришлые, а у нас – все коренные. Пожалуйста, возьмём Европу.
Кто живёт во Франции. Правильно, французы. Вас будут считать таковым, даже если ваш французский не идеален. Присутствует, например, некоторый акцент. Хотя у французов требования к языку и построже, чем у американцев. В Штатах кое-как передавая смысл произносимого, вы непременно заслужите приветственную реакцию. Ломанным английским там никого не удивишь. Однако и офранцуженный араб будет называться французом. Могут, конечно, сказать, что это француз арабского происхождения. Но только в крайнем случае.
И это правильно. Нация должна быть единой и сплочённой. Иначе это не нация, а население. А население годится разве что для сбора податей.
Ещё материалы: Юрий Субботин