«Сталинки» на севере Москвы спасли от серости
Ремонтников заставили отчищать свежую краску с керамических фасадов домов, построенных в 1950-е
Обитателям московского района Сокол удалось в этом октябре невиданное — заставить ремонтников отмывать свежую серую краску, которой те начали было покрывать стены одного из домов на Новопесчаной улице. Сейчас активисты вместе с муниципальным депутатом готовят памятку, как действовать и куда обращаться, если во время капремонта творится безобразие.
Дело о серой стене
«Моде» на замалёвывание облицованных природным камнем или керамикой московских фасадов не один год, всё началось ещё в 90-е, а апофеозом стала покраска высотки на Котельнической набережной.
Жильцам семиэтажки на Новопесчаной, 25/23, было не до экстерьера — перед самыми холодами им неспешно разобрали крышу, а в проекте капремонта «забыли» про батареи отопления в подвале. Тревогу подняли жители соседнего корпуса, обнаружившие, что усердно красившие силикатный кирпич дворового фасада маляры переместили свои люльки на боковой, уже с парадной облицовкой.
«На фасад выделили 1,8 миллиона рублей, а на ремонт стояков отопления — только 700 тысяч. Нам звонили из управы и спрашивали, чего хотят жители. Некоторые фрагменты давно закрашены и части плиток нет. Учитывая качество, с которым делается капремонт, говорить о восстановлении утерянных элементов я даже боюсь, как бы потом эти куски цемента не упали кому-нибудь на голову», — возмущается жительница дома Ольга. Пока что окончание ремонта сдвинулось на 25 ноября, а подрядчика, ООО «Строй Сервис», пообещали оштрафовать за опоздание с ремонтом крыши.
В Сети появилась петиция с требованием смыть серую краску, набравшая около 2,5 тысячи подписей. К делу подключился муниципальный депутат и бывший директор ДЕЗ района Сокол Иван Богомолов, добившийся приостановки работ и ставший посредником между жильцами и ГБУ «Жилищник», Фондом капитального ремонта, подрядчиком.
«Жителям, если что-то случается, надо бить в колокола, обращаться к своим депутатам. Видим же, что это реально помогает, ФКР на удивление конструктивно реагирует», — сказал Богомолов. Фонд капремонта на прошлой неделе принял решение отмыть ещё один дом в районе по адресу: Чапаевский переулок, 18/1, «облагороженный» тем же подрядчиком.
В другом районе Северного округа, Беговом, развёртывается аналогичная история. Выходящий на Третье кольцо (Беговая улица, 11) парадный дом с эркерами и лепниной, облицованный керамикой, также красят. Сначала оранжевой (!), а после бурного возмущения жителей поверх неё — бежевой краской.
Пока же Богомолов вместе с общественниками готовит памятку: «В ней мы постараемся кратко и грамотно рассказать о том, как жильцы могут контролировать ремонт в своём доме».
Фото: Эльмира Михайлова, Facebook
Октябрьская фасадная революция
Когда речь идёт о домах постройки начала 1950-х годов, коммунальщики должны понимать, что имеют дело с охраняемой городской средой, объясняет председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Погоня за минимизацией расходов за счёт дешёвых некачественных материалов и неквалифицированной рабочей силы приводит к тому, что скупой платит дважды. «Лепоты» хватает всего на пару лет, и с облицовки начинают свисать неприглядные струпья, давая возможность организовать ещё одно покрасочное мероприятие.
«За подобные фокусы надо менять управляющую организацию, которая таким уродливым образом представляет интересы граждан, проживающих в доме, что в конечном итоге приводит к дополнительным затратам, которые ложатся на тех же жильцов», — сказала парламентарий. Хованская пообещала, что если от жителей района поступит обращение, то депутатский запрос во все ответственные инстанции не заставит себя ждать.
По словам президента Союза архитекторов России и Московского союза архитекторов Николая Шумакова, бездумная покраска только повредит керамическим фасадам. «Понятно, что подрядчику так легче: вместо того чтобы чистить и мыть, подмахнул валиком и вроде бы получил быстрый эффект. А то, что краска въедается в облицовочные панели, а фасад перестаёт «дышать», таких горе-ремонтников не волнует», — говорит архитектор.
Историк архитектуры ХХ века, директор по исследованиям Института модернизма Анна Броновицкая уверена, что по отношению к облицованным керамикой фасадам речь должна идти не о ремонте, а реставрации. «На Ленинском, Комсомольском, Кутузовском проспектах каким-то образом заменяют отвалившиеся плитки. Выходит немного пёстро, но это даже неплохо. Сейчас каждый объект рассматривается отдельно. Можно было бы прикинуть масштаб проблемы, сколько такой плитки, например, понадобится в будущем, и наладить производство. Было бы небезумно дорого», — полагает эксперт.
Понятно, что подрядчику так легче: вместо того чтобы чистить и мыть, подмахнул валиком и вроде бы получил быстрый эффект. А то, что краска въедается в облицовочные панели, а фасад перестаёт «дышать», таких горе-ремонтников не волнует.
Палитра без паспорта
В Москомархитектуре «Парламентской газете» рассказали, что по обоим адресам, и на Новопесчаной, и на Беговой, не выдавали колористический паспорт. «То есть покраска проводилась без всякого согласования с нами. Но мы не несём контрольной функции и задачи отслеживать нарушения у нас нет. Контролем занимается ОАТИ, а работы производит Департамент капитального ремонта», — пояснили в пресс-службе комитета.
В Объединении административно-технических инспекций (ОАТИ) на это удивились, сообщив, что контролируют ремонт только нежилых зданий: «Москомархитектура тоже живые люди и могут заблуждаться».
Первый заместитель генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Москвы Дмитрий Лившиц сообщил, что ситуация стала возможна из-за халатного отношения инженерно-технического надзора и вольностей, которые допустила подрядная организация на объекте. «Сейчас мы проводим дисциплинарную проверку, по итогам которой будет принято решение о возможности его дальнейшего пребывания в фонде. По-простому сказать, сотрудник будет уволен», — заявил чиновник в эфире ТВЦ.
Хрущёвский протеже
Керамическую облицовку многих московских домов первой половины 50-х частенько принимают за натуральный камень благодаря её фактуре. Уроженец Грузии Александр Мелия ещё студентом в 1935 году изобрёл агрегат для прессования кирпича и строительных деталей. Уникальность пресса была в том, что он позволил пропускать неизбежную до того процедуру сушения. Эта инновационная для того времени технология получила название «сухое прессование».
В смену пресс выдавал до 20 тысяч штук кирпича! Правда, до войны развернуть массовое производство так и не удалось. В 1946 году Мелия встал во главе специального конструкторского бюро Наркомата промстройматериалов в Киеве, где доработал своё изобретение. На пытливого конструктора обратил внимание Никита Хрущёв, в то время первый секретарь ЦК Компартии Украины.
В 1949 году не без его поддержки Мелия получил Сталинскую премию первой степени — «за создание нового по конструкции мощного высокопроизводительного пресса для сухого формирования кирпича и других керамических изделий». Когда Никита Сергеевич становится первым секретарём Московского обкома ВКП(б), он не забывает и об изобретателе, чьими плитками к тому времени был облицован весь Крещатик.
Открытием для многих может стать то, что до определённого момента Хрущёв требовал от архитекторов оформлять здания как можно богаче, это касалось и павильонов ВСХВ, и станций метро (особенно он следил за пышностью «подшефной» «Киевской» на глубоком Арбатском радиусе).
Механизированный завод по производству керамических блоков открыли в подмосковном Кучине на берегу Пехорки в 1950 году. Кирпичи здесь выпускались ещё до революции из местных светложгущихся глин. Сейчас это один из микрорайонов Балашихи.
В начале 50-х плиткой Мелии, или ПМ, покрывают все семь «сталинских» высоток Москвы, только при строительстве МГУ керамикой облицовано 280 тысяч квадратных метров. Она же украсила кварталы Юго-Запада. Путём проб и ошибок Мелии удалось создать невыцветающую багровую плитку. Ею облицованы дома серии II-02 – это квартал «Красные дома» на улице Строителей, а также их «близнецы» на улицах Куусинена, Бориса Галушкина и Пырьева. В кварталах Песчаных улиц активно использовалась плитка песочного цвета (какого же ещё?), часть из которой изготовили в виде «бриллиантового» руста. Многие местные жители искренне считают, что это песчаник, а как же иначе на Песчаных?
В 1955 году Мелия предложил крупноразмерные плиты полусухого прессования размером 390 на 290 мм, что значительно улучшило пропорции по сравнению с ранее выпускавшимися квадратами 294 на 294 мм. Но тогда же произошёл резкий архитектурный разворот, закреплённый знаменитым постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Отчасти он коснулся и плитки Мелии — использовать её стали осторожнее, а некоторые здания даже на парадных магистралях остались без предусмотренной проектом облицовки и архитектурных украшений. Москвичи прозвали их «обдирными».
И всё же керамика гораздо более экономичный, чем природный камень, облицовочный материал. В Москве немало даже пятиэтажек, покрытых плиткой Мелии, ведь она служит не только для красоты, но и для теплоизоляции. Этот облицовочный материал используют и сейчас, преимущественно для элитного жилья.
Ещё материалы: Галина Хованская