Метро в руки частников отдавать не рекомендуется
Хотя законопроект, подготовленный Минтрансом, даёт бизнесменам такую возможность
В ближайшее время Правительство России внесёт в Госдуму законопроект о регулировании правоотношений, связанных с перевозкой пассажиров внеуличным транспортом. Соответствующее распоряжение кабмина подписано 27 октября.
Что же такое внеуличный транспорт?
Минтранс России подготовил проект федерального закона «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Главная цель законопроекта — объединить транспортные возможности метрополитена и других видов внеуличного транспорта. К этой категории относится монорельс, подвесные канатные дороги, фуникулёры. Однако главный объект регулирования — конечно же, метрополитен.
«Мы устанавливаем чёткие правила перевозки пассажиров, нормы технической эксплуатации метрополитенов, монорельсового транспорта, разграничиваем полномочия федеральных, региональных и муниципальных властей в этой сфере», — сказал премьер-министр России Дмитрий Медведев, представляя документ на заседании кабмина 20 октября.
Член Комитета Государственной Думы по транспорту Олег Нилов также считает, что это «долгожданный законопроект», и самое главное в нём — «возвращение ответственности за развитие, финансирование и обслуживание метро в федеральный Центр».
Без денег развитие метрополитена невозможно, никаким частным структурам и инвесторам это не по силам
«В 90-е годы федеральный Центр очень быстро избавился от этой ответственности, тогда сбрасывали с плеч всё трудоемкое и обременительное. Обязанность законодательно регулировать строительство и поддержание метрополитена передали на региональный уровень. В итоге всё замерло, только в Москве и Санкт-Петербурге появлялись новые станции, обновлялся подвижной состав. Ясно, что без денег развитие метрополитена невозможно, никаким частным структурам и инвесторам это не по силам», — уверен депутат.
Метро в руках частника? Вряд ли…
Один из разделов законопроекта чётко определяет понятие «перевозчик». Согласно документу, это «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки обязательства по перевозке пассажиров и ручной клади внеуличным транспортом». То есть частное лицо может быть не только организатором движения по канатной дороге, но и в метро!
В принципе мысль эта не нова: ещё в 2008 году тогдашний глава московского метро Дмитрий Гаев сказал, что возможно его акционирование: это якобы привлечёт дополнительные ресурсы для развития и поддержания подземки, заинтересует бизнесменов инвестировать средства в строительство новых станций и линий.
В 2003 году старейшее в мире лондонское метро начало работать в форме государственно-частного партнёрства. Частным компаниям MetroNet и TubeLines были переданы инфраструктура и подвижной состав. Однако в 2007 году MetroNet, отвечавшая за 2/3 подземки, обанкротилась, а её долги достались государству. «Результатом эксперимента стали огромные госзатраты на погашение задолженностей, аварии в метро — поезда сходили с рельс, здания не ремонтировались, низкая заработная плата сотрудников метрополитена привела ко множественным забастовкам», — рассказал «Парламентской газете» директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко.
По словам Владимира Гарюгина, действительно, согласно определению, предлагаемому проектом федерального закона, перевозчиком может быть юридическое лицо и индивидуальный предприниматель. «Однако метрополитен является социально значимым видом транспорта, осуществляющим перевозку по регулируемому тарифу, не покрывающему затраты на содержание и эксплуатацию такого дорогостоящего вида транспорта, как метрополитен. Поэтому коммерческая привлекательность метрополитена для частного инвестора видится сомнительной», — убеждён он.
В России единственный на сегодня частный объект метро — станция «Мякинино» в Москве. Но, во-первых, компания строила только саму станцию (пути и инженерные сети — государство), а во-вторых, она призвана была увеличить число посетителей торгового центра компании. В августе 2016 года станция оказалась под угрозой закрытия. Из-за отсутствия некоторых документов власти столицы посчитали, что не могут быть уверены в полной безопасности пассажиров на платформах и в вестибюлях. Тем не менее мэр Москвы Сергей Собянин решил, что станцию закрывать не стоит, но собственника обязали устранить все нарушения.
«Московский метрополитен — это стратегический объект, потому что он в том числе выполняет роль, и это не секрет, бомбоубежищ, то есть мест для того, чтобы население могло пережить не только бомбу, но и атомный удар. Там проложены средства специальной связи… Поэтому передавать подземку в частные руки, абсолютно невозможно», — говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Точку зрения депутата подтверждает и начальник Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин: «Метрополитены относятся к особо опасным и технически сложным объектам, их сеть должна проектироваться на основе Комплексной схемы развития всех видов городского транспорта, да и приватизация метрополитенов запрещена», — считает Владимир Гарюгин.
Возьмите в собственность лучше фуникулер
Отдать в частные руки другие виды внеуличного транспорта, менее технически сложных и социально значимых, чем метрополитен, было бы более уместным, убеждены эксперты.
«Если мы говорим не про метро, то, наверное, да, в этих сегментах частнику есть где развернуться. Строительство, к примеру, монорельсовой или канатной дороги не требует столь крупных инвестиций и ими проще управлять и обслуживать», — считает Константин Трофименко.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров уверен, что фуникулёры, канатные дороги могут быть востребованы в туристических зонах и их постройку вполне может взять на себя частный капитал
«Что касается метрополитена, это достаточно сложный вопрос, потому что создание таких сложных транспортных систем, коммуникаций — это достаточно емкие капитальные затраты, — сказал «Парламентской газете» законодатель. — Кроме того, нельзя забывать об элементарной безопасности. Сможет ли её обеспечить частник?»
С ним соглашается и Олег Нилов: «Я допускаю появление других видов внеуличного транспорта под контролем у частных лиц, но что касается метрополитена, то контрольный пакет выдавать им нельзя. А если и будут запущены такие частные виды общественного транспорта, то вопросы безопасности и контроля тарифов на них также должны быть в ведении государства».
Как у них
В Германии заказчиками услуг по перевозкам транспортом общего пользования выступают муниципалитеты, а скоростные виды транспорта эксплуатируются государственными компаниями со статусом публично-правовой корпорации. Берлинские транспортные предприятия (BVG) управляют метро, трамваями и автобусным сообщением. Австрийская система общественного транспорта в целом копирует немецкую. Единственный метрополитен Австрии — Венский (WL GmbH) — находится в собственности Венского муниципалитета. Контракт, заключаемый между WL GmbH и городом Вена, предусматривает ежегодное субсидирование в согласованных заранее размерах.
Во Франции сети метро интегрированы в общую систему пригородно-городского сообщения и координацией деятельности транспортных компаний занимаются региональные Транспортные организации (АОТ), созданные при муниципалитетах, занимающиеся распределением финансирования между предприятиями из средств основного источника — особого транспортного налога (Versement Transport), которым облагаются предприятия регионов с числом сотрудников более девяти человек.
В Великобритании развитие скоростного внеуличного транспорта, включая метрополитен, осуществляется за счёт средств консорциумов, образованных с участием частных компаний, компаний-операторов сетей и государственных банков, а также средств компаний-застройщиков жилых территорий (и деловых центров) и мэрии Лондона.
В крупных городах Канады управления общественным транспортом также организованы в качестве публичных корпораций с целью координации, планирования, финансирования и развития интегрированной межотраслевой системы перевозок скоростными и обычными видами городского транспорта.