Закон о пересадке органов детям и взрослым внесут, но не примут
Законодатели утверждают, что его ждёт непростая судьба из-за большого общественного резонанса
По данным Московского координационного центра органного донорства, ежегодно в операциях по пересадке органов нуждаются пять тысяч россиян, из которых 30 процентов дети. Несмотря на остроту проблемы, никакого отдельного закона о детском донорстве в ближайшее время в России не появится. Порядок осуществления и детской, и взрослой трансплантологии органов будет осуществлять один масштабный документ, подготовленный Минздравом. Его-то Правительство и собирается внести в Государственную Думу в этом году.
Ранее в газете «Известия» сообщалось, что закон, разрешающий детское донорство, уже находится в Правительстве и после всех согласований и экспертиз будет внесён в Госдуму уже в этом году — в осеннюю сессию. Главный кардиохирург Минздрава, директор НЦССХ им. А.Н. Бакулева, академик Лео Бокерия в интервью изданию сообщил, что «сейчас очень много центров в Российской Федерации, в которых это (пересадку сердца детям) могут делать. Думаю, что на сегодняшний день — по меньшей мере 30 клиник».
По статистике в НИИ здоровья детей РАМН, в среднем ежегодно в РФ примерно 200 детей должны получить донорскую почку, 100 — печень, 150 детей нуждаются в операции по пересадке сердца.
Изымать органы у умерших детей никто сейчас не запрещает
Директор ФГБУ «Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова» Минздрава России академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации Сергей Готье разъяснил «Парламентской газете», что никаких отдельных законов для детей и взрослых не будет.«В настоящее время в России действует Закон «О трансплантации органов и тканей человека», который датирован декабрём 1992 года, — рассказал он. — Этот закон не ограничивает возраст посмертного донора. Там нет указаний, что у умерших детей нельзя изымать органы».
Эксперт уточнил, что когда этот закон принимался, была выпущена также инструкция Минздрава, о констатации смерти мозга человека. Она была принята с оговоркой, что она действует только для лиц старше 18 лет.
«Впоследствии, в 2015 году, был выпущен новый документ, — сказал Сергей Готье. — И вы будете удивляться, наверное, но с 1 января 2016 года в стране теперь нет препятствий к получению донорского органа от ребёнка с возраста от одного года».
В законе об основах охраны здоровья граждан РФ, в 47-й статье указано, что посмертное донорство органов у детей возможно только с согласия родителей. Если у ребёнка родителей нет, он не может быть рассмотрен как потенциальный донор органов. Это сделано для того, что бы исключить все разговоры о «несчастных сиротках», которых злые люди могут «пустить на органы».
«До сих пор, с 1 января 2016 года, ни одного прецедента по пересадке органов от умершего ребёнка ещё не было», — заключил Сергей Готье.
Что касается пересадки органов от живого донора к живому человеку, то это разрешается только его генетическим родственникам. И полностью запрещены операции по трансплантации донорских органов от детей к детям.
«Это даже не рассматривается, — рассказала «Парламентской газете» депутат Ольга Красильникова («Справедливая Россия»). — Я крайне негативно к этом отношусь. Как представитель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей и как бывший представитель Комитета по охране здоровья, я считаю, что человек сам должен принимать решение о том, хочет он быть донором или нет. Например нужна почка: ребёнок такого решения принять не может. Соответственно, решение будут принимать родители».
По мнению депутата, «невероятно нужны органы и детям, и взрослым, но это неправильно, если родитель будет жертвовать одним ребёнком в пользу другого».
Закон нужен, но принят будет не скоро
Однако у легализации детской трансплантологии есть и противники. Существует мнение, что принятие разрешения пересадки детских органов принесёт обществу больше вреда, чем пользы. «Объявлять трупом человека с бьющимся сердцем только потому, что у него умер мозг, это преждевременно, утверждал ранее президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. — Люди по нескольку лет находятся в коме, спят летаргическим сном. По-моему, нельзя лишать таких пациентов шансов на выживание».Подготовка законопроекта о донорстве органов идёт уже несколько лет.
«Правительство должно было внести его ещё в сентябре 2015 года, и мы его ждали, — рассказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, экс-председатель думского Комитета по охране здоровья Сергей Калашников. — Я думаю, что и сейчас этот законопроект, к сожалению, внесён не будет. Когда заходит речь об этом законопроекте, в обществе идёт острая дискуссия о презумпции согласия и несогласия на трансплантацию. У нас сейчас действует принцип «презумпции согласия». То есть независимо от того, хотел этого при жизни человек или нет, его органы могут быть использованы в качестве донорских. Для большинства людей это открытие, они этого не знают».
Тем не менее законодатель считает, что такой законопроект нужен.
«Я например, обеими руками за, его поддерживаю и жду», — сказал он. — Причём я ещё года два назад подготовил к нему поправки. Поскольку это достаточно «эпатажный» и общественно значимый закон, я не думаю, что он будет принят в ближайшее время. Или, как я уже предлагал главе Минздрава Веронике Скворцовой, его нужно вносить частично».