Как Минздрав облегчил участь автомобилистов
С июля нет необходимости посещать психоневрологический диспансер, если у «медцентра» заключён с ним договор
Намедни отправился за медсправкой для замены водительского удостоверения, хотя срок его действия истекает только в сентябре. Каждое утро, проезжая мимо местного отдела ГИБДД и наблюдая толпы у дверей, я уже понимаю, что с обменом одной пластиковой карточки на другую придётся помаяться. Узнав, что в ГИБДД можно записаться на портале госуслуг, зашёл в Интернет и опешил. Очередь на приём расписана на месяц вперёд, а толпы, собирающиеся возле ГИБДД, — это желающие «живьём» попасть на неизбежные бюрократические процедуры.
Однако без медсправки там всё равно делать нечего, и я решил поизучать этот вопрос. Незнамо зачем, но для оформления документа необходимы фотографии лица в двух экземплярах. При их наличии можно следовать на медкомиссию в поликлинику. С распростёртыми объятиями в подобных учреждениях никого, конечно, не ждут, поэтому следует отсидеть в очередях к нужным специалистам, отдельно сделать электроэнцефалограмму головы, потом съездить по разным адресам в два диспансера — психоневрологический и наркологический. Получив бумажное подтверждение, что ты не душевнобольной и не наркоман, необходимо вновь вернуться в поликлинику, чтобы окончательно проштамповали справку. За все эти хождения придётся ещё и заплатить — бесплатный сыр известно, где бывает.
Существует, правда, другой, вполне легальный способ получения справки — через всякого рода ООО «Рога и копыта», именуемые «медцентрами», с соответствующей лицензией от местных властей. Очередей там практически не бывает, поскольку таких «медцентров» — как комарья на болоте. Правда, есть одно «но»: за окончательным вердиктом о состоянии здоровья всё равно придётся пробежаться по упомянутым диспансерам. Так было, во всяком случае, до 1 июля текущего года. А вот с 1 июля (о, чудо!) Минздрав ввёл новую форму справки для водителей, слегка облегчив прохождение ими адовых кругов. Во-первых, теперь не нужно предоставлять фотографии, что уже большой плюс. Во-вторых, сокращено количество специалистов, которых положено обойти. А в-третьих, что самое главное, нет необходимости посещать психоневрологический и наркологический диспансеры, если у медучреждения или «медцентра» заключён соответствующий с этими заведениями договор!
Дождавшись (с небольшой просрочкой) вожделенного 1 июля, я вызвонил ближайший к дому «медцентр», чтобы не сидеть в очередях. Милая барышня Наташа, оказавшаяся в одном лице стоматологом, проктологом, психиатром, а до введения приказа Минздрава ещё и фотографом, выразила готовность принять меня в любое время дня и ночи, напомнив о стоимости такого приёма.
Процедура «медосмотра» в комнатушке среди множества прочих контор и едален заняла минут 10, и то, в основном, на оформление бумаг. Но справка, как ни странно, оказалась настоящей — с номерами, печатью и водяными знаками. Более того, к ней была приложена копия лицензии «медцентра» для ГИБДД, ну и, конечно, счёт за оказанные услуги в 4500 рублей. 1500 рублей из этой суммы пришлись на электроэнцефалограмму головы, хотя приказ Минздрава эту процедуру отменил. Но с барышней Наташей трудно было спорить, учитывая её обширную медицинскую «специализацию» с делегированными ей полномочиями психиатра. Ну, где вы видели психиатра, оценивающего состояние пациента без исследования его черепной коробки? То-то же!
Видимо, в награду за мою покладистость барышня Наташа посоветовала не торопиться в ГИБДД. Дошло до дорожной полиции, что отныне действуют справки нового образца или нет, — это большой вопрос. Чего, мол, зря париться? И то верно, хотя при всём желании в ГИБДД мне всё равно в ближайшие дни не попасть — очередь на приём расписана до августа. А дожидаться тех славных времён, когда, по слухам, права можно будет обменять в многофункциональных центрах, смысла нет, учитывая, что моё водительское удостоверение обесценится раньше.
Так что, имея на руках вожделенную справку, оставалось разве что удариться в наибанальнейшие размышления, не видя в них особого прока.
Да, закон есть закон (а обязательное медосвидетельствование водителей придумано отнюдь не Минздравом), и закон нужно исполнять. Закон однозначно дальновиден, полагая, что медики-бюджетники не в силах охватить многомиллионную ораву автомобилистов, поэтому пусть подключаются предприниматели от медицины. Закон мудр в своей убеждённости, что поголовное освидетельствование наверняка выявит и отсеет непригодных к вождению, обезопасив жизнь остальных. Но как-то всё это не стыкуется с реальностью, учитывая, что медицинскую справку можно получить в любом случае. Или почти в любом, потому что ответственность за пародию на освидетельствование не предусмотрена. А если к этому присовокупить, что следующий поход за справкой (при должном водительском законопослушании) надобно совершить аж через 10 лет — таков срок действия прав — мало чего остаётся в сухом остатке мудрости и дальновидности закона.
Хотя о чём это я? Мне бы как-нибудь права обменять…
Ещё материалы: Марат Абдуллаев