Когда у тайги появится хозяин?
Осенью рабочая группа Совфеда должна дать предложения, какой быть системе управления лесным хозяйством
Реформирование лесного комплекса в последние десятилетия привело к снижению его роли в экономике, а убытки от лесных пожаров и бесконтрольной вырубки исчисляются десятками миллиардов рублей. Однако прямое ужесточение лесного законодательства уже не даёт ожидаемого эффекта — следить за соблюдением законности в тайге фактически некому.
По статистике, ежегодно в России в летний период в среднем происходит до 35 тысяч лесных пожаров, ущерб от которых превышает 20 миллиардов рублей. Наиболее «жарким», вспомним, выдалось лето 2010 года, тогда, по подсчётам экономистов, убытки от пожаров в лесу превысили 300 миллиардов долларов.
Несмотря на то что законов по охране леса принимается достаточно, бережнее к нему россияне относиться не стали. И главная причина, по словам главы Совета Федерации Валентины Матвиенко, в том, что у нас нет «хозяина в лесу» — количество лесников сократили, зарплаты у них — мизерные, техники нет. Соответственно, нет и контроля над ситуацией, хотя, казалось бы, лесами занимаются сразу несколько ведомств: Минприроды, Рослесхоз, региональные органы исполнительной власти. Но так было не всегда.
К чему привела реформа
Перестраивать лесное хозяйство начали ещё в 2000-х. Сначала президентским указом от 17 мая 2000 года упразднили Федеральную службу лесного хозяйства и передали её функции Минприроды. В 2007 году новый Лесной кодекс ликвидировал в России понятие лесхозов. Упразднили и институт лесников — госслужащих-сторожей, которые следили за порядком в лесу, задерживали правонарушителей и пережили на своём веку и Российскую империю, и Советский Союз.Теперь же вместо них появились территориальные лесные инспекторы, которые должны не просто гонять вырубщиков и поджигателей, а заботиться о возобновлении лесных ресурсов. Однако пока реформировали систему, непосредственный контроль над ситуацией в лесу растворился между различными органами власти и частниками.
Одним из наиболее неблагоприятных последствий принятия нового кодекса стало практическое разрушение лесной охраны, считает председатель Рослеспрофсоюза Денис Журавлёв.
— Очень большие кадровые сокращения прошли в лесном хозяйстве, это отразилось и на численности лесничих, и на численности людей, которые занимались охраной лесов, — рассказал «Парламентской газете» профсоюзный лидер. — А корни лежат в недостатке бюджетного финансирования. После 2007 года полномочия по охране лесов передали регионам, у которых не всегда на это хватало денег.
По официальным данным, численность работников лесничеств в России за эти годы сократилась в пять раз — со 160 до 32 тысяч. Сегодня на одного лесничего в среднем приходится около 55 тысяч гектаров леса, а в многолесных районах — более 300 тысяч гектаров. Количество сотрудников лесной охраны уменьшилось с 79 до 17 тысяч человек.
Не случайно многие специалисты считают именно кадровый голод одной из главных причин, которые не позволяют решить проблему лесных пожаров, незаконной вырубки древесины и браконьерства.
— Сейчас предпринимаются попытки возродить лесную охрану, увеличить её численность, наделить полномочиями, но это не сопоставимо с тем, что было раньше, — пояснил Денис Журавлёв. — Людям надо кормить свои семьи, а зарплаты в отрасли низкие.
К примеру, на открытых вакансиях инспекторов по охране леса за ненормированный рабочий день дают от 9 до 14 тысяч рублей в месяц, в редких случаях рекрутинговые агентства предложат 22 тысячи рублей. При этом кандидат может не иметь опыта работы, достаточно, как написано в одном из объявлений, просто выполнять указания руководства.
Дело не только техники
Компенсировать нехватку специалистов лесохраны власти регионов пытаются за счёт внедрения технических ноу-хау. Так, недавно в лесах Пермского края встала на дежурство система оптической локации дыма и автоматизированного обнаружения лесных пожаров. На антенно-мачтовых сооружениях регионального интернет-провайдера установили поворотные видеокамеры, которые обеспечивают обзор пожароопасных участков леса в режиме реального времени.Однако попытки заменить человека тепловизорами, дымоулавливателями, космической и аэрофотосъёмкой, к сожалению, не приносят результата. Согласно статистике МЧС, более чем в 90 процентах случаев возникновения лесных пожаров виноваты люди и с ними надо кому-то работать. А ещё бывает, что помимо обычной неосторожности — непогашенные костры и брошенные окурки, поджоги устраивают недобросовестные лесопользователи для того, чтобы потом списать украденный кругляк.
С 2007 года, с введением нового Лесного кодекса, леса можно брать в аренду. В этом случае все функции лесника должен выполнять арендатор. А какие у него полномочия? Увидел пожар — потушил. Он не может, скажем, предпринять административные меры к нарушителю.
— Леса у нас сейчас без хозяина, — сетует первый заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Иван Никитчук. — Убрали лесников, лесную охрану, разорили лесничества и коллективные хозяйства, которые занимались развитием природных ресурсов. Пожарная техника была, которой сегодня так не хватает. Поэтому можно законов принимать сколько угодно, ими пожары не потушишь.
Фактически леса России остаются крупнейшей в мире беспризорной и неохраняемой территорией — такой вывод сделала ещё в конце прошлого года депутатская комиссия забайкальского Заксобрания, расследовавшая причины лесных и степных пожаров в регионе.
«Из законодательства исчезли основополагающие принципы ведения лесного хозяйства: перестала существовать чёткая система государственной лесной охраны и борьбы с лесными пожарами, прекращено целевое выделение денежных средств на управление лесами и тушение пожаров из федерального бюджета», — говорится в итоговом документе комиссии.
Помощь окажут законодатели
28 июня в Совете Федерации создали рабочую группу по подготовке предложений по наведению порядка в лесном хозяйстве и созданию устойчивой системы управления отраслью. Как прокомментировала этот шаг спикер палаты регионов Валентина Матвиенко, «Минприроды не удалось пока по-настоящему выстроить такую систему», помощь в этом окажут законодатели.По словам руководителя рабочей группы, заместителя председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимира Лебедева, группа создана для анализа замечаний и предложений, высказанных при рассмотрении в середине июня законопроекта, вносящего очередные поправки в Лесной кодекс для повышения защищённости наших лесов.
— Считается, что принятый закон повысит эффективность управления лесами, их охраны от пожаров и борьбы с загрязнениями и иными негативными воздействиями, — пояснил сенатор. — Как это будет на самом деле, проследят члены нашей рабочей группы.
Напомним, что новые изменения в Лесной кодекс также повышают требования к арендаторам. В частности, по новым правилам они должны прилагать к своему отчёту материалы дистанционного зондирования (в том числе космической и аэрофотосъёмки), а также фото- и видеофиксации. По мнению парламентария, эти требования могут негативно отразиться на предпринимателях, возлагаемое бремя расходов на малый и средний бизнес не просчитано. Есть у сенатора вопросы к процедуре формирования реестра недобросовестных арендаторов и к резкому увеличению штрафов за нарушения при проведении работ по лесовосстановлению. С нынешних 10 тысяч рублей штрафы юрлиц подскочили до 200-300 тысяч рублей.
— В осеннюю сессию рабочая группа представит результаты своего мониторинга, в котором будут предложены и поправки в законодательство, — заверил сенатор Владимир Лебедев.
А как у них
ФинляндияНесмотря на давние традиции частной собственности на лес, правила деятельности лесовладельцев Финляндии строго ограничены законом. Лесопользователь не имеет права проводить рубку без согласования с государственными органами.
Норвегия
В Норвегии лесная политика характеризуется усилением государственного регулирования в области использования лесных ресурсов и приоритетной ролью госсобственности на леса. Для активизации деятельности лесовладельцев введён лесной налог. Часть налога от продажи древесины перечисляется на специальный счёт, средства с которого лесовладельцы могут использовать для дальнейшего развития своей деятельности.
Швеция
В Швеции в частном владении находится 50 процентов лесов, при этом средний размер владения — 50 га. Лесовладельцы и лесопользователи обязаны нести ответственность за природоохранные мероприятия и осуществлять расходы, связанные с ними. Экономический инструмент государственной лесной политики — субсидия — используется только с целью охраны окружающей среды.
Канада
Свыше 45 процентов территории страны (417,6 млн. га) покрыто лесом. 71 процент лесных угодий находится в управлении правительств провинций, 23 процента — управляются федеральными и территориальными властями и лишь 6 процентов принадлежит частникам. Каждая из 10 провинций имеет собственное лесное законодательство, в котором права владения и пользования закрепляются за различными экономическими субъектами. Также там определены меры административных взысканий в случае нарушения законодательства.