В Госдуме наконец определят, что такое молодёжь
Внесённый в парламент законопроект также установит понятие «государственная молодёжная политика»
27 июня в России отмечается День молодёжи. Молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет в нашей стране около 23 миллионов. Цифра средняя, но ещё хуже обстоят дела с данными, раскрывающими то, как живёт эта молодёжь: большинство сидит на иждивении у родителей или родственников, не могут позволить себе крупные покупки, а порядка 70 процентов признаются, что вообще не чувствуют никакой поддержки от государства. Хотя вроде бы государство конструирует и воплощает стратегии развития молодёжи. А основы государственной молодёжной политики рассчитаны в своей полной реализации аж до 2025 года.
Идея не нова, а закон свежий
За дело взялись депутаты Госдумы, в том числе глава Комитета по спорту Дмитрий Свищев, его первый заместитель Марат Бариев и член этого комитета Николай Валуев. Они внесли на рассмотрение палаты законопроект, устанавливающий определения таких понятий, как «молодёжь», «государственная молодёжная политика», «молодая семья», «молодёжная организация» и ряд других. В пояснительной записке к документу сказано, что сейчас вопросы молодёжной политики, за исключением вопросов господдержки молодёжных и детских общественных объединений, регулируются только подзаконными актами.Согласно документу, молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта граждане страны в возрасте от 14 до 30 лет, но в некоторых случаях, в зависимости от региона, могут быть и гражданами до 35 лет, имеющими постоянное место жительства в России или за рубежом.
Всего в депутатском законе 10 статей. В нём определяется, что государственная молодёжная политика — это направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер, реализуемых федеральными органами госвласти на основе взаимодействия с институтами гражданского общества для патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи. Далее объясняется, что такое молодёжная организация — НКО или общественное объединение, созданное на основе общности интересов для объединения молодёжи и реализации целей содействия патриотическому, духовному, нравственному и физическому развитию. Авторы предлагают и определение того, что есть молодая семья. Это супруги, состоящие в зарегистрированном браке, и возраст каждого из которых либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет.
Говорится также о создании молодёжных консультативно-совещательных органов власти на всех её уровнях, о том, что такое социально значимые инициативы молодёжи и кто такие специалисты по работе с ней. Среди основных принципов государственной молодёжной политики значатся ответственность государства за соблюдение законных интересов молодёжи, признание её равноправным партнёром в формировании и реализации государственной молодёжной политики и предоставление базового объёма услуг для духовного, культурного, социального, физического и психического развития.
По мнению авторов документа, для достижения целей государственной молодёжной политики нужно решить следующие задачи: постепенно формировать у молодёжи систему нравственных, духовных ценностей, основанную на знании культурного, исторического, национального наследия России, а также внедрять инновационные образовательные и воспитательные технологии. И, конечно, создавать благоприятные условия для молодых семей, для повышения рождаемости, формирования ценностей семейной культуры.
Контролировать деятельность в сфере государственной молодёжной политики должны будут уполномоченные федеральные и региональные органы исполнительной власти, местного самоуправления, учреждения по работе с молодёжью, соответствующие общественные объединения. Все вместе они обязаны создать условия, направленные на духовно-нравственное, патриотическое воспитание и физическое развитие молодёжи, организовывать и обеспечивать профилактику правонарушений, обеспечивать поддержку инициативным и талантливым её представителям, а также помогать молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Для этого будут готовиться специальные кадры государственной гражданской службы и появится система переподготовки и повышения их квалификации. СМИ тоже не должны оставаться в стороне, а обязаны популяризировать цели и задачи государственной молодёжной политики. Что касается финансирования в сфере государственной молодёжной политики, то оно может осуществляться также из всех не запрещённых в Российской Федерации источников.
Один из авторов законопроекта Марат Бариев уверен, что государственная молодёжная политика, как и любая другая социальная деятельность, должна основываться на конкретном законе, ведь без законодательного определения таких ключевых понятий, как «молодёжь», «молодой специалист», «молодая семья», невозможно вносить изменения и поправки в другие федеральные законы.
В необходимости закона не сомневается и первый зампред Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты, член Координационного совета ВОО «Молодая Гвардия Единой России» Павел Сычёв. При этом он заявил нашему изданию, что к документу есть много нареканий. В первую очередь, потому что он был внесён на рассмотрение без обсуждения экспертами, общественниками и самой молодёжью. «Росмолодёжь тоже не спросили. Да, документ нужен, но не в нынешнем формате и предвыборном антураже», — уверен Сычёв.
Кстати, в этом году стало известно, что России начнёт формироваться официальная статистика в сфере молодёжной политики — сейчас Росстат официально начал запрашивать эти данные.
Завидное постоянство власти
Кстати, несмотря на то, что общефедерального закона пока нет, многие регионы уже давно выпустили собственные. Например, в Республике Коми, Рязанской и Челябинской областях, а также в Москве они называются «О молодёжи», а в Республике Татарстан, Калининградской и Ленинградской областях — «О молодёжи и государственной молодёжной политике». В Архангельской же области и Санкт-Петербурге название звучит так: «О молодёжи и молодёжной политике».Интересна следующая тенденция. Начиная с 1967 года каждые 10 лет государство вспоминает о том, что надо бы издать большой закон о молодёжи. В 1967 году был подготовлен проект Закона СССР «О повышении роли советской молодёжи и молодёжных организаций в государственном, хозяйственном и социально-культурном строительстве СССР». В 1977 году появился проект Закона СССР «О повышении роли молодёжи и молодёжных организаций в коммунистическом строительстве». В 1987 году начата работа над проектом Закона СССР о молодёжи, который в дальнейшем превратился в Закон СССР «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР». А в 1997 году был подготовлен проект Федерального закона «Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации» и в 2007-м — проект Федерального закона «О государственной молодёжной политике в Российской Федерации», который до настоящего дня так и не снят с рассмотрения Госдумы.
Один из его авторов, глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, комментируя «Парламентской газете» инициативу своих коллег, сначала искренне удивился, что мы вспомнили о законопроекте, который лежит в Думе почти 10 лет. Каковы его перспективы, сенатор распространяться не стал, а по поводу новой инициативы высказался: «Всё дело даже не в сути законопроекта, а в том, что на практике воплощать нужно хотя бы то, что уже придумано. Я говорю о юношеской политике, о школьных организациях, об инициативах Росмолодёжи». Рязанский сравнил документ с законопроектом сенаторов о волонтёрстве, который пока находится в Госдуме. Их общая проблема, уверен парламентарий, в том, что они носят рамочный характер и вызывают споры среди авторов и юристов. «Трудно предсказать судьбу нового законопроекта о молодёжной политике, но новому составу Госдумы однозначно уже есть с чего начинать свою работу», — дал свою оценку глава Комитета Совфеда.
А как у них?
В западных странах уже многие годы активно создаются молодёжные парламенты, различные советы при органах власти, где молодые люди учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения и доносить её до органов власти. В Германии, например, проводится регулярный мониторинг проблем молодёжи независимыми экспертами, что позволяет уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и возможностей её развития, внося соответствующие коррективы в программы. А у нас, несмотря на то, что молодёжные парламенты тоже есть, ситуацию в молодёжной среде сегодня не знает никто: в стране нет серьёзной структуры, отвечающей за изучение и оценки этой ситуации.Большую роль западные страны отводят подготовке и реализации программ, направленных на искоренение расизма, антисемитизма, ксенофобии и иной социальной нетерпимости. Так в 2006 году была возрождена Европейская молодёжная кампания «Все различны — все равны», которая проводилась Советом Европы при поддержке Европейского союза. Цель кампании состояла в мобилизации молодёжи под единым девизом — с тем, чтобы все и всюду имели право быть самими собой, рассчитывать на равноправное и справедливое отношение к себе.
В Европе также действует «Европейская хартия об участии молодёжи в общественной жизни на местном и региональном уровне», а в апреле 2009 года Европейская комиссия утвердила новую Стратегию Европейского союза в сфере молодёжной политики, рассчитанную на период с 2010 по 2018 год и получившую название: «Молодёжь — инвестирование и расширение возможностей». Кроме того, в каждой развитой европейской стране молодёжная политика основывается на Конституции и различных принятых федеральных законах, регламентирующих основные направления, инструменты и методы её реализации. Принятые законы определяют место и роль молодёжи в жизни общества в целом, обеспечивают получение молодыми людьми социальной помощи, защиту их прав и свобод, предусматривает обязательное получение ими образования и последующее трудоустройство. К примеру, в 2006 году во Франции принят закон «О равенстве шансов», который обязывал компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу пропорционально численности штатов сотрудников моложе 25 лет, даже если последние не имели опыта работы по специальности.
В Германии молодёжная политика реализуется на основе Конституции и федеральных законов «О помощи молодёжи и детям» (помощь семьям в воспитании, консультации, опека, социальная педагогика, ювенальные суды, организация работы с молодёжью) и «О защите молодёжи», а также ежегодного федерального плана по молодёжной и детской политике. А образовательные программы сочетаются с обеспечением молодых людей рабочими местами.
Молодёжь в цифрах
1,8 миллиарда людей на планете — в возрасте от 10 до 24 лет. Именно их ООН называет молодыми.
Почти 90 % всех молодых людей живут в развивающихся странах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке.
В Индии больше всего молодых людей на планете — более 350 миллионов.
В некоторых странах более 50% населения — люди, которым ещё не исполнилось 18 лет, например, в Афганистане, Чаде, Нигере и Уганде. В России молодых людей около 23 миллионов, их становится всё меньше, и это проблема.
В 2015 году в России в среднем ежедневно публиковалось 31 450 вакансий для молодёжи и почти 295 тысяч резюме молодых специалистов. На долю вакансий для молодёжи в среднем приходилось 11% всех вакансий, или каждая девятая.
Чаще всего вакансии для молодёжи размещались в Москве и области — 37% спроса, на втором месте — Приволжский федеральный округ, на третьем — Санкт-Петербург и Ленинградская область. В Сибири только 7,5% всех вакансий ориентированы на молодёжь.