Как подготовить настоящих «профи»
Выпускникам отраслевых вузов должна быть предоставлена работа по их специальности
Словосочетание «отраслевой вуз» многим ничего не скажет. А ведь речь идёт о тех самых учебных заведениях, которые максимально сочетают личные интересы будущих студентов в получении высшего профессионального образования и интересы отдельных отраслей в собственном кадровом обеспечении.
Как сделать так, чтобы страна полнилась квалифицированными кадрами, а их работа потом была востребована, парламентарии, представители министерств и ведомств, а также руководители ведущих вузов России говорили в Совете Федерации. Здесь прошли парламентские слушания на тему «Место и роль отраслевых учреждений высшего профессионального образования в современной системе образования России». Организаторами их выступили Комитет по науке, образованию и культуре и Комитет по регламенту и организации парламентской деятельности.
Бывшим троечникам доверия нет
Сегодня из 519 вузов страны 280 — отраслевые. Ими ведают различные министерства. Например, Минтранспорта, Минкультуры, Минюст. Министерство образования и науки за то, что происходит в этих высших учебных заведениях, не отвечает — в отраслевых вузах свои программы и стандарты. Вмешиваться в них Минобрнауки не следует. Тем более что проблем и так хватает, а закон об образовании в РФ позволяет строить высшее образование как по общим принципам, так и по отраслям.Об этом напомнила глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина. Она сказала, что в условиях модернизации системы высшего образования именно отраслевые вузы сталкиваются с множеством проблем. Сенатор подчеркнула, что важно с учётом имеющихся законодательных механизмов развивать образование в субъектах, тем более что в стране развита филиальная сеть отраслевых вузов. Вопрос в том, как их выпускников удержать на местах.
Это сегодня — одна из самых сложных задач. Узкопрофильных специалистов не так много. То есть, конечно, выпускаются экономисты, юристы, менеджеры, но найти юриста, хорошо знающего всю терминологию, которая применяется, скажем, в транспортной сфере, не всегда легко. В регионах — тем более. Именно там, по словам замминистра транспорта РФ Алексея Цыденова, надо развивать филиальную сеть вузов. «БАМ мы строим, а кадры исчезают. Если человек уехал в Москву учиться, вернуть его назад уже невозможно. И опустошаются ресурсы на местах», — сказал Цыденов.
Ещё глубже копнул заместитель министра образования РФ Александр Климов, порекомендовавший обратить внимание на качество приёма в отраслевые вузы. «Проблема связана с тем, что многие из абитуриентов имеют низкие баллы ЕГЭ. Удручающий результат, особенно когда речь идёт о специальностях, от которых зависят жизни людей», — сказал чиновник. По мнению Климова, отраслевые министерства, которые имеют подведомственные университеты, должны сделать всё возможное, чтобы качество приёма повысить хотя бы до среднего по Российской Федерации. «Страшно садиться в транспортное средство, когда понимаешь, что управляет им бывший троечник», — высказал свои опасения замминистра. А вот у Лилии Гумеровой иная точка зрения: надо не вузы ругать, что они берут абитуриентов с низким показателем ЕГЭ, а думать, почему дети не могут сдать экзамены: «Значит, уровень школьного образования так низок и система ЕГЭ недоработана».
Взаимные долги: государство и молодые специалисты
Ещё один вопрос, который волнует Правительство сегодня, связан с вузовскими целевыми программами. По данным Александра Климова, долю студентов, обучающихся по ним в вузах, подведомственных, например, Минздраву, составляет на данный момент порядка 50%. В будущем этот показатель должен составить 90%. Замминистра также сказал, что целевая подготовка в отраслевых вузах крайне важна: «А то получается, что учатся экономисты, юристы, менеджеры — больше половины заочников и большая часть их — внебюджетники. Так о каком отраслевом образовании мы говорим?»Зато было чем похвастаться первому заместителю министра культуры Владимиру Аристархову. Он сообщил, что в системе высшего образования работников культуры обучается 73 тысячи человек в 59 вузах. Из них в ведении министерства — 48. С 2013 года в подведомственных министерству высших учебных заведениях прекращён набор по непрофильным специальностям, а на базе многих вузов созданы многоуровневые образовательные комплексы. «Наша главная задача — повышение качества образования, нормативно-правовое пространство, увеличение количества иностранных студентов в творческих вузах», — рассказал замминистра.
Вице-президент ОАО РЖД Дмитрий Шаханов напомнил, что проблема отраслевого образования существует уже более 200 лет. И всё это время проблемы не меняются. «Мы свою потребность планируем в разрезе конкретных территорий и хозяйств. Тем более что все шаги Минобрнауки до этого времени были нацелены на ликвидацию отраслевого железнодорожного образования. А потому надо понимать: профессиональные стандарты — первичны, образовательные — вторичны», — сказал Шаханов и добавил, что стране не хватает отдельного закона об отраслевом образовании.
Мнения звучали разные, но стало ясно одно: ни одна целевая программа в отраслевом вузе не выживет, если не только обучающийся будет соблюдать свои обязательства и отрабатывать энное количество лет на государство, но и государство обеспечит ему должные условия работы проживания. Ведь в российской глубинке, например, во многих медучреждениях не то что горячей воды нет — канализация отсутствует.
Правительству даны рекомендации
В итоге глава Комитета Совфеда по Регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов напомнил, что и Минобрнауки, и отраслевые вузы — по одну сторону баррикад. Ведь создание благоприятных условий для подготовки высококвалифицированных кадров — важнейшая составляющая современного образовательного процесса. Участники парламентских слушаний предложили кабмину подумать об улучшении финансирования отраслевых вузов как за счёт бюджетных средств, так и за счёт поддержки отраслевых вузов предприятиями соответствующих отраслей экономики. Важно давать преференции предприятиям, работодателям, участвующим в выделении рабочих мест для проведения производственной практики студентов отраслевых вузов, чтобы готовить высококвалифицированных профессионалов.А Министерство образования и науки РФ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами должно обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на повышение качества подготовки профессиональных кадров. Не нужно забывать и о создании единых подходов в подготовке специалистов для предприятий промышленности и отраслей хозяйства. Для этого надо активнее использовать потенциал ассоциаций, объединяющих вузы по отраслевому признаку.
Справка
Самые востребованные профессии в России в 2016 году
(по данным сайта edunews.ru)IT-специалист
Потребность в таких кадрах превышает все мыслимые пределы. Компании нуждаются в системных администраторах, программистах и веб-программистах. А учитывая постоянное развитие этой сферы, спрос на IT-специалистов будет расти с каждым годом.
Инженер-проектировщик
Принимая во внимание относительно невысокий проходной балл на технические специальности (так как большая часть абитуриентов предпочитает обучаться на менеджеров и экономистов), освоение этой перспективной профессии доступно практически каждому. Не менее востребованы архитекторы и дизайнеры.
Педагог
Школам все сложнее найти квалифицированного преподавателя. Возможно, в будущем с пересмотром заработной платы работникам образования, профессия станет не только востребованной, но и популярной.
Юрист
Профессионалы с юридическим образованием нужны практически в любой организации. Также набирает популярность профессия полицейского. Связано это с повышением зарплаты и недавними реформами.
Медик
Особенно востребованы специалисты узкого профиля: диетологи, логопеды, офтальмологи, отоларингологи. Но медиков, как и учителей, наблюдается явный дефицит, и эта отрасль встретит с радостью специалиста любого профиля. Наиболее же высокооплачиваемыми остаются стоматологи.
Маркетолог
Перенасыщенному товарами и услугами рынку требуются грамотные маркетологи, которых сейчас очень мало. Эти специалисты призваны проводить мониторинг рынка и прогнозировать, какая продукция или услуга необходимы в настоящее время.
Специалист по персоналу
Расширение организации и соответственно увеличение штата сотрудников, которых нужно подбирать, тестировать, заключать с ними договора и так далее, приводит к востребованности кадровых работников.
Профессиональный рабочий
Ощущается нехватка квалифицированных машинистов, слесарей, электриков, сварщиков.
Специалист индустрии красоты
Стилисты, визажисты, парикмахеры необходимы в связи с бурным ростом количества салонов красоты.
Эколог
В последние годы становится востребованной профессия эколога. И связано это в первую очередь с оставляющей желать лучшего экологической обстановкой в России и в мире в целом.