Друзья, купите папиросы! И газету не забудьте
В Думу внесён законопроект, обязывающий продавцов сигарет добавить в ассортимент газеты и журналы
Доля продаж печатной продукции в павильонах, торгующих табаком, должна будет составить не менее двух процентов. Поправки в Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» подготовлены членом Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрием Носовым.
Любыми способами увеличить продажу прессы
85 процентов россиян читают печатную прессу, из них 74 процента покупают газеты в киосках и 44 процента недовольны тем, что торговые точки, где можно купить газету или журнал, стали менее доступны.По словам разработчика документа, члена думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрия Носова (фракция ЛДПР), в последние годы в мире наблюдается тенденция существенного сокращения тиражей печатных СМИ, причиной чего является влияние Интернета, качество предоставляемого контента и экономические кризисы. «Деятельность по производству и распространению печатной продукции нуждается в государственной поддержке», — убеждён Дмитрий Носов.
В документе также указывается, что в павильонах, реализующих табачную продукцию, необходимо будет разместить социальную рекламу, которая должна быть утверждена Минздравом России. Депутат Дмитрий Носов, кстати — активный борец против распространения наркотиков и табака. Он бронзовый призёр Олимпийских игр 2004 года по дзюдо и основатель движения «АнтиДилер», члены которого боролись с распространением наркотиков.
«У меня отношение к законопроектам, которые касаются возможного увеличения продажи газет и журналов, всегда положительное. Как говорится в таких случаях, «мы за любые меры, кроме голодовки», — объяснил свою позицию «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов. — Если благодаря таким инициативам будет хоть на чуть-чуть больше газет и журналов где-то продаваться — только «за»!»
Идея старая, исполнение новое
Андрей Туманов пояснил, что документ, внесённый Дмитрием Носовым, отчасти зеркален законопроекту, подготовленному им самим — о разрешении продажи табачных изделий в газетных киосках. (Пока законопроект находится на рассмотрении в профильном комитете. — Ред.) «Сейчас ситуация с распространением прессы не просто плохая, — говорит Андрей Туманов. — Это даже не дно, это гораздо ниже дна. Поэтому любое предложение, которое способно остановить падение рынка, должно быть поддержано».Говоря о своём законопроекте, который призван вернуть сигареты в ларьки с прессой, Андрей Туманов заметил, что не следует предаваться «экстремистским» законодательным экспериментам, связанным с ограничением табака и алкоголя, не просчитав их последствия.
«Это как с Госдумой, — привёл неожиданный пример депутат. — Вот, закрыли курилку в здании! Раньше мне, как некурящему, а я не выношу табачный дым, курильщики не мешали. Теперь они курят в каждом сортире! Особенно на нашем этаже. На нашем этаже я не могу зайти в мужской туалет, потому что там всегда накурено, и я кашлять начинаю. Вот и представьте, запрет ввели, а стало хуже. Хотели сделать лучше, а получилось, что во все мужские туалеты, а по словам моей помощницы, и женские тоже — не войти, там накурено. И, с точки зрения курящих взрослых серьёзных людей, — прятаться по сортирам как-то некрасиво. А была курилка, все были отдельно: курящие — курят, не курящие — не нюхают. Поэтому я против резких движений и в таких сложных вопросах, как табак и алкоголь, с тем чтобы не навредить, не получить обратный эффект».
Торговцы будут против
Эксперты убеждены, что законопроект может вызвать противодействие торгового сообщества.«Ведь документ, вносимый в Госдуму Дмитрием Носовым, направлен на то, чтобы во всех павильонах, торгующих и сигаретами и шаурмой, предполагает размещение двух процентов печатной продукции от товарного оборота, а это по данным Росстата за 2014 год — свыше 114 тысяч торговых точек, — сообщил «Парламентской газете» председатель Союза журналистов Москвы, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев. — И те, кто лоббирует интересы торговых учреждений, киосков и павильонов, будут против. Я не думаю, что внедрение подобной практики принесёт значительный эффект с точки зрения увеличения продаж. Однако несомненный эффект будет от того, что печатная продукция будет на виду у покупателей, поскольку она так или иначе будет размещена на витрине или на специально отведённой полке или стеллаже. Это большой плюс. Но со временем это может увеличить и объёмы продаж газет и журналов. Вот представьте, даже если в 100 тысячах киосков и павильонов купят по одному-два экземпляра, это уже увеличение продаж печатной продукции на 100 — 200 тысяч экземпляров. Это, на мой взгляд, неплохой эффект».
«Неясно пока, как это будет реализовано, текст законопроекта мы пока не видели, — сообщила «Парламентской газете» исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати Елена Шитикова. — Однако если это удастся реализовать, доступность прессы повысится. Поскольку сейчас количество торговых точек, торгующих печатной продукцией, снижается, рынок сокращается буквально ежедневно, любое увеличение распространения — это хорошо».