Петербург — Госдуме: «А без соли лучше!»
В Северной столице в этом году отказались от реагентов при уборке улиц от снега
Каждую зиму в России решают, как убирать снег. То ли, как в старые времена, сгребать его, то ли использовать достижения химии и посыпать его реагентами, чтобы растаял. Все последние годы коммунальные службы предпочитали идти в ногу с прогрессом. В итоге городские дороги очищены до асфальта, вот только пешеходы и автомобилисты не в восторге: у первых химикаты разъедают обувь, у вторых — кузова автомобилей.
- Эта проблема — на ботинках каждого человека, — кипит возмущением депутат Госдумы Олег Лебедев. — Мы не можем закрывать на неё глаза. По 5-7 тысяч человек в день подписывают петицию с требованием отказаться от реагентов.
Ещё год назад Лебедев внёс законопроект, запрещающий использование химикатов — пока только для тротуаров и пешеходных дорожек, чтобы людям хотя бы не приходилось каждую зиму покупать новую обувь. На этой неделе законопроект рассмотрели в первом чтении и отклонили: депутаты сочли, что в каждом регионе должны сами решать, как убирать снег. Лебедев с этой позицией не согласен:
- Для нашей страны это плохо. Реагенты — осваивание бюджетных денег, какой региональный чиновник от этого откажется?
Пример для всех
Между тем в Петербурге взяли и отказались. Без помпы, без шума — просто перестали солить улицы. Горожане это заметили не сразу. А потом вдруг обнаружили, что их обувь чистая, а на дорогах нет ставшей за долгие годы привычной грязи и слякоти. Да и город преобразился: под ногами похрустывает снежок, вокруг всё белое — красота!Сотрудники городского Комитета по благоустройству чувствуют себя именинниками: никогда ещё на их головы не сыпалось столько благодарностей от жителей. Правда, в основном пешеходов. Автомобилисты пока не до конца оценили плюсы от отсутствия соли, ведь им пришлось полностью сменить стиль вождения, и не все с этим справляются. Во-первых, упали скорости: машины едут не быстрее 40 километров в час, и лишь на некоторых магистралях разгоняются до шестидесяти. Тормозить теперь надо загодя и плавно, без использования сцепления, поворачивать тоже нужно аккуратно. Лихачам и неумёхам в таких условиях трудно приходится. Зато остальным — нормально. И ГИБДД радо: аварий с пострадавшими стало на девять процентов меньше, чем год назад, сказываются низкие скорости — в ДТП страдает только «железо».
- Люди нам пишут, что по городу стало приятно гулять, а мамочки благодарят за то, что ребёнка теперь можно отвозить в детский сад на санках, — поделилась радостью пресс-секретарь комитета Елена Маковиз.
Впрочем, миф, как обычно, красивее реальности. На самом деле соль в Петербурге никто не отменял. Её использование только резко сократили. Дороги посыпают лишь в крайних случаях, и не чистой солью, а песко-соляной смесью. В зависимости от температуры на улице содержание соли в смеси составляет от 5 до 10 процентов. А иногда её вообще не добавляют.
- Я лично слежу за тем, чтобы город не «пересаливали», — сказал председатель петербургского Комитета по благоустройству Владимир Рублевский. — Но при этом мы не можем отказаться от песко-соляной смеси, когда нужно обеспечить безопасность движения на дороге во время гололеда и снегопадов.
- Мы руководствуемся здравым смыслом, — пояснили в комитете. — В этом году мы сделали упор на счистке снега: машины его сгребают в валы, а потом увозят. Но совсем отказаться от посыпки опасных участков нельзя — это мосты, спуски, путепроводы.
Проезжую часть расчищают практически до асфальта. По времени это дольше, чем просто посыпать дороги солью, и уборочной техники требуется намного больше. Так что об экономии средств и речи нет. Да и во время снегопадов быстро разгрести улицы коммунальщики не успевают, сил хватает только на основные магистрали. Так что у новой технологии есть и минусы.
Поначалу снег соскребали полностью и на тротуарах, но оказалось, что они становятся скользкими. И тогда решили снег на них утрамбовывать, укатывать. Так получается безопаснее.
- К тому же гораздо приятнее идти и слышать хруст снега под ногами, — добавила Елена Маковиз.
Однако не везде всё благополучно. Например, на севере города, на Гражданке, коммунальщики по привычке засыпали тротуары солью, а на Васильевском острове не успевали вывезти снежные валы — и пешеходам, и машинам до сих пор приходится пробираться мимо них. Смольный уже пригрозил, что за такую горе-работу не заплатит ни копейки.
Пока же все с тревогой ждут оттепели. Опасения подогреваются жителями городов, где ещё в прошлом году отказались от реагентов. Например, уфимцы пишут в Интернете, что пока у них стояли морозы, всё было прекрасно. Но как только температура стала «прыгать» через ноль, начался страшный гололёд, и все позитивные эмоции от красоты и чистоты как ветром сдуло.
- Мы готовимся к потеплению, — заверила Маковиз. — Будем соблюдать баланс между чистотой и безопасностью. Недавно температура поднялась до -5 градусов, и мы сразу дали команду районным службам немедленно сгрести ставший рыхлым верхний слой снега. А весной, если нынешний хороший плотный снег сохранится, он спокойно растает. Плюс мы загодя начнём промывать город, чтобы песок уходил в ливнёвку, и ветер его не разносил. Мы это проходили в прошлом марте — мы за 10 дней полностью промыли город.
Единственные трассы в Петербурге, где по-прежнему используются реагенты — это Кольцевая автодорога и Западный скоростной диаметр.
- Нам федеральные регламенты не позволяют от них отказаться, — признался пресс-секретарь КАД Алексей Измайлов. — Для города, может, отказ от соли оправдан, но для нас — нет. Зато по КАД хоть проехать можно, сейчас стоит ограничение скорости 90 километров в час, но все едут 110. В снегопады ставили ограничение в 70. Правда, в этом году и мы реагентов меньше сыплем.
Кстати, на КАД антигололёдные смеси натуральные, на основе мочевины — они отлично плавят снег и лёд. Экологию они не портят, но есть минус: ветровые стёкла машин оказываются в жутких белых разводах, приходится тратить много «омывайки». Да и автомобиль после Кольцевой очень грязный.
- Мы стараемся использовать этот состав в основном на мостах и развязках, а в других местах — соль, — рассказал Измайлов. — Тем более, что развязки посыпать солью нельзя: она разъедает металлические конструкции. Состав смесей и их количество определяет компьютер — он даёт команду что, куда и сколько сыпать в зависимости от погодных условий.
Вторая попытка
Питерский опыт очень заинтересовал депутата Олега Лебедева:- Я на днях приеду в Петербург, посмотрю, как там обстоят дела. Всё-таки это культурная столица, знаковый город.
Парламентарий уверен, что увиденное поможет ему в борьбе с реагентами. Ведь, хотя Госдума отклонила его законопроект, сдаваться народный избранник не собирается:
- Мы будем продолжать работу, в ближайшие дни подготовим и внесём новый законопроект, изменим в нём некоторые формулировки, уточним некоторые детали. Ведь проблема уборки снега — она не политическая, а общественная. Она всех касается.
Москва же пока присмотрится к опыту Северной столицы и цыплят посчитает уже после того, как завершится зимний сезон.
«Надо посмотреть, какие результаты будут достигнуты в Петербурге, — сказал «Газете.Ru» председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов. — Но решение, менять ли технологию уборки, пусть даже в рамках эксперимента на одной-двух улицах, должны принимать специалисты: департамент ЖКХ, префектуры, ГБУ »Автомобильные дороги«. Надо учитывать в случае каждого города не только количество выпавшего снега, но и состояние улично-дорожной сети, особенности паркования, количество машин в городе, а не слепо копировать чужой опыт».
И все же надежды на то, что улицы Москвы перестанут «солить», мало. По мнению Степана Орлова, в столице больше транспорта, чем в Петербурге, и без реагентов город просто встанет. Кроме того, Москва перестала заключать годовые контракты на поставку реагентов и перешла на трёхлетние соглашения. А пока закупленная соль не иссякнет, вряд ли от нее будут отказываться.