Судьбу сельских врачей должны решать жители
Реорганизация и объединение больниц на селе могут быть приостановлены до 2018 года
Депутаты Госдумы от фракции КПРФ думают над тем, как спасти здравоохранение в малых населённых пунктах страны от реорганизации, а врачей — от увольнения. Законопроект коммунистов об установлении моратория до 7 мая 2018 года на ликвидацию государственных и муниципальных медицинских организаций, а также на сокращение их работников по ряду оснований уже стоит в плане рассмотрения Госдумой на весеннюю сессию. Кстати, в этом году был принят похожий закон, только он касался реорганизации сельских библиотек. Теперь это невозможно без согласия местных жителей.
Приходите к нам лечиться. Если успеете
Авторы нынешней инициативы, среди которых депутаты Госдумы Валерий Рашкин, Николай Арефьев, Сергей Решульский и Николай Харитонов, уверены, что реализация Правительством РФ и региональными администрациями «программы оптимизации здравоохранения» негативно сказывается на количестве медицинских организаций, врачей и мест в больницах, что в итоге создаёт опасность для жизни и здоровья россиян. Поэтому они предлагают внести поправки в закон об основах охраны здоровья и установить условия по принятию решений о реорганизации и ликвидации медицинских организаций.Аудиторы Счётной палаты РФ выяснили, что сокращение медицинских работников в регионах проводится без предварительного планирования и учёта возможных последствий. Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей — это более 19 тысяч человек (без учета врачей, работающих в медицинских организациях Крымского федерального округа). Проверка также показала, что в ходе «оптимизации» регионы проводят активное сокращение численности медработников. По данным Росстата, их число снизилось за год на 90 тысяч человек при сохранении высокого уровня совместительства — около 140%. По мнению аудиторов, рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает до 12 часов и более.
Получается, что сокращение числа медицинских работников на фоне роста количества пациентов приводит не только к переутомлению докторов, но и к снижению качества их услуг. Сроки ожидания оказания медицинской помощи по целому ряду регионов превышают необходимые в 2 и более раз. Например, в Пензенской области выявлено превышение предельных сроков ожидания при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме более чем на 20 дней приёма врачей: кардиологов, неврологов, офтальмологов, эндокринологов, гастроэнтерологов, ревматологов и онкологов. По ряду медицинских организаций ожидание по записи на ультразвуковое исследование превышает 1,5 месяца.
О том, что в регионах из-за маленьких зарплат медработники не хотят ехать на село, и даже в краевых центрах народ идёт лечиться только к платным врачам, так как в муниципальных учреждениях нет докторов, сказал председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Госдумы Николай Харитонов. Он напомнил, что в 2018 году будут выборы президента и нужно подождать до этого времени, не совершая резких движений в социальной сфере. «Ведь и так в малых городах нет приличной медпомощи, а большие медцентры существуют только в больших городах. Что же делать людям в глубинке? И так за приём у врача и любой анализ нужно отдавать бешеные деньги», — сказал парламентарий и добавил, что назвать ситуацию в области отечественного здравоохранения он может только отвратительной.
Печальная статистика
Уже подсчитано, что под мероприятия по «оптимизации» подпадают 952 медицинские организации, из них 472 — в 2015 году (49,6%). Из 952 медицинских организаций за 2014—2018 годы предполагается ликвидировать 41 медицинскую организацию, реорганизовать в качестве филиалов 911 медицинских организаций. В 2014 году в мероприятиях по «оптимизации» участвовало 359 медицинских организаций, из них было ликвидировано 26. 330 потеряли свою самостоятельность. До конца 2018 года планируется закрыть ещё 15 медорганизаций и реорганизовать 581. В основном это больницы и поликлиники. В результате к концу 2018 года по сравнению с 1 января 2014 года численность больничных организаций сократится на 11,2%, амбулаторно-поликлинических организаций — на 7,2%.По медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения регионов уже на конец 2014 года сокращено 33 757 коек. Кроме того, до 2018 года регионы планируют сократить фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), заместив их частично офисами врачей общей практики. Ограничение доступности медицинской помощи населению, в том числе первичной медико-санитарной помощи, коснулось и сельских жителей. Согласно результатам проверки, в России 17,5 тысячи населённых пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тысяч расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. 879 малых населённых пунктов не прикреплены ни к одному ФАПу или офису врачей общей практики.
Эту неоптимистичную статистику подтверждает и постоянно увеличивающееся количество обращений граждан и медицинских работников. В своих письмах они говорят о снижении доступности и ухудшении качества медицинской помощи, связывая это напрямую с сокращением численности медицинских организаций и, соответственно, персонала как в городских, так и в сельских поселениях.
А вот первый зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Косткина ситуацию оценила с двух сторон. Она считает, что идея коммунистов не плоха, но не ясно, как удержать людей на работе в фельдшерско-акушерском пункте, «если там ничего нет: холодно, ветер свищет, нет медикаментов, а также медоборудования». Косткина считает, что ситуацию нужно менять не на законодательном уровне, а на правительственном. То есть Минздрав должен выпустить приказ, где будут прописаны конкретные фельдшерско-акушерские пункты, поликлиники и амбулатории, которые требуют реорганизации, объединения или закрытия. «Надо и регионам издавать свои приказы на этот счёт, — отметила парламентарий. — Каждый губернатор и министр здравоохранения в том или ином регионе должны только в крайнем случае идти на закрытие поликлиник и оставление людей без работы. Надо смотреть по ситуации — оставлять или закрывать. А последнее делать только по согласованию с Минздравом». По мнению Людмилы Косткиной, преступно таким образом экономить средства.
Тем более что, по официальным данным, много сэкономить таким путём пока не получается. По итогам 2014 года часть высвобожденных таким образом средств и направленных на повышение заработной платы работников составила менее 1% фонда оплаты труда, то есть практически не улучшила ни финансовое обеспечение организаций, ни заработную плату работников.