У сенаторов много вопросов к Минобрнауки по программе строительства новых школ
Федеральную программу о содействии регионам в создании новых мест в общеобразовательных учреждениях обсудили в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре. В следующем году на неё выделят 50 миллиардов рублей из бюджета.
Программа предполагает, что к 2018 году в России будет ликвидирована третья смена, а к 2025 — вторая. Вместо этого дети будут обучаться в одну смену, но в школе, по желанию родителей, будут проводить намного больше времени, занимаясь в кружках, секциях, участвуя в общественной деятельности. К моменту окончания программы планируется, что будет создано до 6,5 миллиона новых мест в общеобразовательных организациях.
Как пояснила в ходе дискуссии первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк, регионы смогут тратить выделяемые из федерального бюджета средства на выкуп построенных учреждений. При этом, по заданию ведомства, один из московских институтов разработал проект зданий для школ, который основан на принципе модульности. То есть если необходимо сделать образовательное учреждение больше и функциональнее, можно пристроить бассейн, спортивный зал и так далее. Она также объяснила, почему субсидирование рассчитано на строительство школ с большим количеством мест: «У нас прогноз по росту демографии, поэтому нужно строить с запасом. Кроме того, место в крупной школе обходится дешевле. Мы рассчитываем, что каждый субъект получит деньги, но только тогда, когда будет готов их освоить полностью».
Впрочем, во время обсуждения сенаторы высказали ряд сомнений о подходе ведомства к программе. Член комитета Николай Булаев, который представляет в палате регионов Рязанскую область, считает, что нецелесообразно выделять средства тем регионам, которые уже строят школы по другим программам. Он рассказал, что по вводу в эксплуатацию новых общеобразовательных учреждений одни субъекты серьёзно обгоняют другие, и предлагаемый подход лишь усилит эту диспропорцию. Сенатор напомнил, что когда решался вопрос о программе строительства детских садов, была высчитана формула, по которой деньги давались регионам и она хорошо сработала. Он предложил использовать эту практику. «Я считаю, что важно дать регионам максимальную самостоятельность в том, как использовать деньги, но они при этом должны нести максимальную ответственность», — сказал он.
Зампредседателя комитета Александр Волков отметил, что существующие требования к строительству школ необходимо снизить, иначе программу не удастся реализовать. «По правилам на одного ребёнка должно быть не меньше 2,5 квадратных метров площади, однако это избыточно, нигде в мире такого нет. Нужно поговорить с Роспотребнадзором, чтобы они облегчили задачу», — обратился к Третьяк парламентарий. Замминистра ответила, что эта работа уже ведётся, и подтвердила, что в европейских государствах эти нормативы значительно ниже, в Испании — 1,5 метра на ученика, а в Финляндии — два.
Председатель комитета Зинаида Драгункина отметила, что с этой программой будет решена масштабная задача, которая в том числе подчёркивалась в Послании Владимира Путина к Федеральному Собранию. «Кажется, что лёд тронулся. Однако выделить средства одно, а использовать — совсем другое. Мы тоже хотим участвовать в обсуждении», — подчеркнула она. Парламентарий настояла, чтобы любые вопросы относительно программы отныне не решались без участия сенаторов, которые являются представителями субъектов и хорошо знают региональную специфику.