Небо не должно быть страшным
В Госдуме предлагают ужесточить международные стандарты авиабезопасности
О том, как сделать авиаперелёт безопасным для пассажира, размышляют, наверное, с того момента, как первый самолёт поднялся в небо. Из года в год правила полётов и досмотра людей и грузов ужесточаются, но никто пока так и не придумал единого рецепта, как уберечь людей на борту лайнера от гибели. Катастрофа российского А321 может привести к переформатированию международной системы безопасности в гражданской авиации.
Нужны единые правила для всего мира
Выступая на международной аэрокосмической выставке в Дубае Dubai Airshow несколько дней назад, президент одной из крупнейших мировых авиакомпаний Emirates Airlines Тим Кларк заявил, что авария российского авиалайнера А321 в Египте повлечёт за собой ужесточение мировых требований к безопасности авиасообщений.После крушения А321 над Синаем Россия закрыла авиасообщение с Египтом, однако нарушения в работе служб безопасности аэропортов сегодня можно найти в десятках стран мира. По мнению члена Комитета Госдумы по международным делам Адальби Шхагошева, доводить дело до абсурда всё-таки не нужно. «Если отправить профессионалов в разные аэропорты мира, к примеру, в 50 стран, то уверен, что мы там найдём такие проблемы, что сразу закроем полёты в эти государства», — прокомментировал он возможный запрет полётов российских лайнеров не только в Египет, но и в другие страны в пресс-центре «Парламентской газеты».
По отзывам пассажиров, в аэропорту Шарм-эш-Шейха до недавнего времени за символические 10 евро можно было миновать пограничный контроль и пронести на борт самолёта всё, что угодно. Сейчас меры безопасности там серьёзно усилили, но насколько они соответствуют российским и международным нормам — большой вопрос. Требования-то в разных странах разные.
Поэтому, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Татьяна Москалькова, необходимо создавать единые международные центры подготовки специалистов аэропортовых служб и утверждать единые для всех стран правила обеспечения безопасности. Москалькова привела в пример переподготовку специалистов для правоохранительных органов государств — участников ОДКБ на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД. На тренажёрах, которые представляют собой залы вылетов и прилётов аэропорта, правоохранители стран ОДКБ отрабатывают, как должен осуществляться досмотр граждан, другие вопросы обеспечения безопасности. Законодатель убеждена, что такую практику совместного обучения специалистов можно было бы применить и в международном масштабе.
«Сегодня совершенно очевидно, что мы живём в абсолютно другом мире, в котором необходимы другие нормы безопасности, в том числе и на авиационном транспорте, — сказала Татьяна Москалькова «Парламентской газете». — Для реализации этого депутаты вместе с Минтрансом, другими структурами должны подготовить соответствующее международное соглашение и предложить российскому МИДу представить его на площадке ООН».
«Если есть эффективно действующая страна в этом направлении, то она может стать примером для выработки таких стандартов», — поддержал Татьяну Москалькову Адальби Шхагошев.
Насколько крепость неприступна?
Глава Администрации Президента России Сергей Иванов заявил во время своего визита в Хельсинки 10 ноября, что «за неделю, как утверждают некоторые СМИ, изменить систему безопасности во всех аэропортах, куда летают российские самолёты, невозможно». Следовательно, по его мнению, приостановка авиасообщения с Египтом «это надолго».В российских аэропортах меры безопасности определены международными требованиями, на основе рекомендаций Международной организацией гражданской авиации (ICAO). В 2007 году был принят закон о «Транспортной безопасности», который регламентирует в том числе и безопасность на воздушном транспорте. В 2010 году в России специалистами Минтранса, подведомственных ему федеральных агентств, а также МЧС, ФСБ и МВД России была разработана «Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте». Она предполагала присвоение аэропортам соответствующей категории, разработку планов безопасности на объектах воздушного транспорта. Однако все эти документы не дают стопроцентной гарантии пассажирам. В 2015 году Ространснадзор в российских аэропортах в ходе 46 плановых и 31 внеплановой проверки выявил 824 нарушения требований законодательства по авиационной безопасности. К сожалению, среди главных предпосылок к происшествиям эксперты называют «человеческий фактор», а попросту — расхлябанность, разгильдяйство сотрудников, иногда — преступную халатность.
Тем не менее есть и успехи. Адальби Шхагошев, например, убеждён, что профилактика террористических актов в России работает очень хорошо. «У нас есть опыт борьбы с терроризмом на Северном Кавказе. Есть республики, где за год не фиксируют ни одного теракта, например в Кабардино-Балкарии. Этому способствует консолидация правоохранительных органов и гражданского общества», — подчеркнул парламентарий.
Выдержка из правил ИКАО:
«Государства оказывают друг другу помощь в предотвращении незаконного захвата гражданских воздушных судов и других незаконных актов, направленных против безопасности таких воздушных судов, их пассажиров и экипажей, аэропортов и аэронавигационных средств, а также любой другой угрозы безопасности гражданской авиации. Государство может потребовать от эксплуатантов воздушных судов соблюдения требований по авиационной безопасности, регулирующих въезд, выезд и нахождение в пределах территории другого государства».Кстати
Меры безопасности в израильском аэропорту имени Бен-Гуриона
С середины 70-х годов этот воздушный порт считается одним из самых безопасных в мире
· Находится под защитой систем ПРО и ПВО
· Система безопасности условно разделена на несколько «кругов» или уровней
· «Внешний круг» — сбор сотрудниками спецслужб данных о готовящихся терактах, преступлениях против авиационной безопасности и т. п.
· Территория аэропорта окружена бетонным рвом, оградой с электронными датчиками, камерами дальнего наблюдения. Охрана вооружена автоматическим оружием.
· Здание аэропорта оснащено всеми современными системами контроля и досмотра пассажиров. Досмотр начинается ещё во время въезда на территорию аэропорта автомобиля — вначале по изображениям камер, впоследствии — лично. В аэропорту несколько металлоискателей, в зале работают правоохранители, работники службы безопасности могут подробно допросить каждого пассажира, задав ему самые неожиданные вопросы (существует специальный штат офицеров-психологов). В аэропорту также постоянно находится значительное число работников службы безопасности в штатском.
Подготовлено на основе открытых источников.