Оптимизация сферы образования не решила поставленные задачи — Ирина Мануйлова
Укрупнение школ пока что не дает того эффекта, на который рассчитывали чиновники. По данным Счётной палаты, лишь 46 процентов средств, высвобожденных в ходе уже проведённой оптимизации, пошли на повышение оплаты труда педагогов. Об этом «Парламентской газете» рассказала заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Ирина Мануйлова.
«Получается, более 50 процентов сэкономленных средств израсходованы вообще непонятно по каким направлениям. Так что поставленную задачу уже проведенная оптимизация в сфере образования не решила. К тому же, не всегда сокращение и укрупнение реально приводит к повышению эффективности», — констатировала депутат.
По словам Ирины Мануйловой, в стране до сих пор не проведен серьёзный анализ, сколько именно образовательных учреждений не заполнены в соответствии со своей мощностью. «В то же время процесс оптимизации школ идёт постоянно на протяжении последних десяти лет, — напомнила она. - Счётная палата предоставила нам справку, согласно которой, в 2014 году было закрыто более 500 школ, и более 2200 школ прошли процедуру реорганизации».
По мнению депутата, к самому процессу оптимизации следует относиться очень осторожно. «То, что хорошо для Москвы, может быть абсолютно неприемлемым для регионов, где большая часть учреждений находится в сельской местности, — пояснила она. — Когда школы территориально расположены близко друг к другу, когда есть возможность разделить процесс обучения по ступеням образования и, как следствие, оптимизация приводит к концентрации ресурсов, мы действительно видим повышение качества образования. Но если мы ставим задачу любой ценой выполнить норму по численности обучающихся на одного педагога и сокращаем учреждения, которые располагаются в сельской местности, это зачастую приводит к тому, что нарушается главный принцип — доступность образования».
Депутат напомнила: место проживания ребенка от места образовательного учреждения уже сегодня нередко превышает 25 километров. Следовательно, за 30 минут, как это положено по СанПинам, ребенок физически не может доехать до школы. «Тем самым мы нарушаем его права», — говорит Ирина Мануйлова.
Отдельный федеральный закон, регламентирующий оптимизацию в сфере образования, культуры, науки и здравоохранения, не нужен, считает Мануйлова. «Закона об образовании достаточно для того, чтобы регулировать отношения в системе образования, — сказала она. — Нужен не закон, нужно на местах реально разрабатывать программу для обеспечения доступности и качества образования».
Отрицательно депутат отнеслась и к идее передавать освободившуюся в ходе оптимизации собственность в частные руки.
Напомним, предложение о том, как стоит управлять этим имуществом, уже подготовил Минфин. В частности, озвучено предложение, что образовавшееся после укрупнение «излишнее имущество» можно распродавать. Кроме того, предлагается перейти к оказанию госуслуг «на конкурентной основе», тем самым фактически отдав их в частные руки. При этом в ведомстве уточняют, что предварительно для этого придется принять соответствующий федеральный закон.