Николай Герасименко ответил на вопросы читателей «Парламентской газеты»
На вопросы читателей в прямом эфире ответил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко.
Мария Павловна, г. Химки: Здравствуйте. Соседи часто выпивают и ругаются. У них трое маленьких детей, родителей они любят и не хотят в детский дом. Возможно ли в России восстановить систему лечебно-трудовых профилакториев, принудительного лечения и медвытрезвителей?
- Вы подняли довольно сложную проблему. У нас были ликвидированы медвытрезвители лет семь назад, а лечебно-профилактические учреждения — вообще лет пятнадцать назад. И до сих пор еще не могут договориться МВД с Минздравом и муниципалитетами, каким образом представлять услуги по отрезвлению. Потому что по концепции, когда принималось это решение Правительством, был такой концептуальный подход, что муниципалитеты предоставляют здания, туда их привозят, а медиков вызывают для обслуживания. Вызывают и полицейских, в случае, если возникают какие-то скандалы, либо угрозы для жизни. В ряде субъектов РФ это сделали, в других нет. Поэтому сейчас главы муниципальных образований должны решить эту проблему. Что касается лечебно-трудовых профилакториев, то здесь проблема сложнее. Я, в принципе, за то, чтобы их восстановить, чтобы эти люди были под контролем, можно было бы их лечить. Но мы до сих пор не можем получить положительный отзыв Правительства, отмечается, что это нарушение прав человека. Эта проблема есть, будем думать каким образом ее решать.
Анна Васильевна, г.Королев: Николай Федорович, когда в России наконец примут закон о повышении возрастного ценза на употребление алкоголя? В маленьких магазинчиках алкоголь и сигареты из-под полы продают и 15-летним. На детских площадках молодежь по вечерам пьет постоянно. В 18 лет молодежь наша инфантильна, 50% играют в компьютерные стрелялки или пиво пьют по лавкам. Очень нужен закон и контроль за его исполнением.
- Я хотел бы сразу сказать, что такой законопроект есть, но есть ряд проблем. Первое — о чем и сама Анна Васильевна пишет — продают алкоголь 15-летним. Мы можем написать, например, и в 21 продавать, и в 35 продавать, но вопрос: кто будет реализовать контроль за этим? Второй вопрос возникает, когда мы обсуждаем среди экспертов этот законопроект: у нас работать можно с 16, в армии служить с 18, жениться можно в таком возрасте, а алкоголь продавать только в 21 год? Не во многих странах, только порядка 6-8, где алкоголь продают с 21 года. Поэтому сейчас надо добиться, прежде всего, чтобы хотя бы выполнялись существующие требования. Но самое главное — это родители, они должны тоже контролировать, не нужно быть наивными и верить, что мы выпустим какой-то закон, и все перестанут покупать и продавать алкоголь.
Антон, Москва: Скажите, пожалуйста, насколько вы считаете, эффективна реализация антитабачного закона, если люди уже смогли к нему приспособиться? Я имею ввиду, что нельзя курить в помещениях ресторанов, кафе и клубов, но можно курить рядом со входом в заведение? Необходимо ли ввести в закон некоторые корректировки?
- Я скажу позицию тех, кто этим делом серьезно занимается. Во-первых, законом не запрещается курение на улицах. На улицах курят возле заведений во всех странах мира. В конце концов, у нас курят почти 40 миллионов, им тоже где-то надо курить. Хорошо, что нельзя курить в ресторанах, помещениях, поэтому мы считаем, что сейчас каких-то особых ужесточений пока делать не надо, нужно наладить контроль за выполнением данного закона, посмотреть правоприменительную практику и тогда дальше говорить. Потому что наряду с ужесточением, сейчас очень много поступает поправок, наоборот, смягчающих законодательство. Предлагают, например, вернуть продажу сигарет в киосках, разрешить курить и пить в парках, вернуть в газеты рекламу курения и алкоголя. Поэтому здесь нужно всегда выбирать золотую середину.
Яна, Курган: Резолюция интернет-митинга «Антитабачный закон. Первые итоги» (в котором приняли участие более 1000 человек), проведенного 18 июля 2014 в социальной сети «Вконтакте», уже нашла свое применение на территории Курганской области. Какими вы видите дальнейшие шаги реализации закона?
- Я хотел бы поблагодарить вас за то, что написали, что в Кургане этим активно занимаются. Для реализации закона необходимо создавать межведомственные комиссии, прежде всего, в муниципальных образованиях, при мэрах городов и при губернаторах. Потому что это не вопрос отдельных организаций: борьба с курением, чистый воздух — это общая проблема. Здесь это касается и полиции, и медицины, и культуры, и образования. И, конечно, участие молодежи, различных организаций очень важно. Я знаю, что в разных территориях молодежь очень активна, смотрит, проверяет: курят или нет в ресторанах, курят ли возле вокзалов и в других местах. Поэтому здесь это общее дело. Сам по себе этот закон как бумажка не будет работать, если не будет четко работать исполнительная власть.
Евгения, Москва: Показал ли эффективность антитабачный закон? Есть ли достоверные данные, подтверждающие, что курильщиков на сегодняшний день действительно стало меньше? И какие проблемы возникли и возникают в процессе внедрения норм этого закона?
- Прежде всего, я хотел бы сказать, что у нас идет снижение потребления табака. Главный показатель -это снижение продаж, почти на 10 процентов за два года. Это можно оценить. И по снижению потребления табака, то есть количества курильщиков. Это данные опросов ВЦИОМ и других агентств — одни называют снижение на 11 процентов, другие на 7 процентов, одно агентство даже назвало цифру в 26 процентов, но в это я не очень верю. В среднем, думаю, идет снижение числа курильщиков на уровне 7-8 процентов за предыдущий год. Мы, Министерство здравоохранения, Правительство хотим провести глобальное исследование. Но вообще я скажу четко, что идет снижение: табачники бьют тревогу, обращаются, что они теряют продажи, теряется прибыль. Я считаю, что антитабачный закон — редкий закон, который так активно действует. А проблемы, которые возникали, я уже называл: что в начале, когда действовал закон, очень была не активна работа исполнительной власти, то есть даже не были обозначены места для курения, ни знаков не было, ни работы, организованной полиции. Была несогласованность работы между полицией, которая должна контролировать общественные места и жилые дома, между Роспотребнадзором, кто рестораны контролирует, гостиницы, кафе. Ространснадзор, который автомобильный и железнодорожный транспорт контролирует.
Сергей, Курган: В Курганской области успешно реализуется проект «Будущее без табака», в плане пропаганды здорового образа жизни и распространения информационного материала по «ФЗ-№15». Плакаты размещены в образовательных, социальных, спортивных, культурных учреждениях, общественном транспорте и т.д. При встречах с гражданами мне всегда задают вопрос о том, что сложная процедура привлечения к ответственности курильщиков-нарушителей. Например, жильцы одного из подъездов дома в нашем городе, где некоторые жильцы курят в подъезде, много раз звонили в полицию, их отправляли у участковому, а он говорил, что нет доказательств и ничего не может сделать. Николай Фёдорович, планируются ли поправки в Закон, касающиеся методов и способов привлечения к ответственности злостных курильщиков нарушителей?
- Я хотел бы выразить благодарность Сергею, я понимаю, что он как раз борец с курением в Кургане и реально знает проблемы, которые существуют. И это хорошо очень, что в Кургане этим занимаются. Здесь никаких поправок в закон делать не нужно. У нас как раз все есть. В законе определено, где нельзя курить. И есть закон, который штрафы накладывает в зависимости от тяжести курения. Это вопрос чисто исполнительной власти, вопрос, прежде всего, полиции. Что касается документации, это делается тоже просто, либо делаются фотографии, либо запись на мобильный телефон. Кто хочет делать — ищет возможности, кто не хочет делать этого — тот ищет причину, как этого не делать. Поэтому, это как раз руководитель Управления Вкнутренних дел Курганской области жестко должен дать распоряжение. Это вопрос только работы исполнительной власти.
Антон, Подмосковье: Рынок электронных сигарет ширится и растет, появляются электронные трубки и кальяны. У меня есть электронная сигарета, отчасти она заменяет дурную привычку. Вопрос — есть ли физический вред от оставляющий жидкости для табака (без никотина), если есть, то какой?
- Я скажу, что до сих пор серьезных исследований про вред электронных сигарет для организма не было проведено. На самом деле, это, безусловно, вред. Потому что там, когда идет накал — образуется пар, и пар этот еще сильнее действует. Даже если препарат фруктовый или какая-то другая смесь не табачная, все равно это горячий пар. У нас недавно была в Москве конференция, где Всемирная организация здравоохранения отметила, что, безусловно, от электронных сигарет есть вред, но пока данных не привела. Необходимы достаточно серьезные исследования. Что касается электронных кальянов, электронных сигарет, там где картриджы есть, это, безусловно, запрещено, нельзя такие кальяны курить в ресторанах, кафе. Но, в дальнейшем я думаю, что ситуация будет развиваться, как во многих странах мира, будет идти постепенный запрет на электронные сигареты.
Надежда, Москва: У меня в подъезде в доме, где я живу, постоянно накурено. Курят друзья нашего соседа на лестничной площадке. Это происходит несмотря на то, что у нас на каждом этаже висит выдержка из антитабачного закона. Как быть? Кто контролирует исполнение данного предписания? Можно ли повлиять на соседей?
- Я уже примерно говорил об этом. Здесь два органа — во-первых, это ТСЖ. Собрание жильцов проведите, определите где-то место, если нужно для курения, предупредите. Второе — это полиция, прежде всего, участковый. Висят в подъездах камеры, можно сфотографировать, при желании, если хотите все сделать. Закон все дал: где курение запрещено, какие меры принимать. Теперь только работать надо.
София, Москва: Антитабачный закон ощутили на себе и люди искусства, есть некоторые сложности в свободной демонстрации процесса потребления табака в фильмах. Недавно вышедший в прокат российский фильм «Секс, кофе и сигареты» является нескрываемой пропагандой табака. Получается, что закон бессилен перед кинематографом?
- Не закон бессилен, а бессильна исполнительная власть. У нас всё не очень контролируется. Предполагаются за нарушение закона штрафы к каналам или в прокате, если в передаче есть процессы потребления табака, но нет бегущей строки, что вред для организма приносит курение. Здесь очень важна культура. Во многих странах мира первыми борцами с курением были как раз актеры. В той же Америке это ковбой Мальборо, которого играл актер, он потом, умирая от рака легких, говорил: простите меня, граждане, я вас обманывал, зная о вреде курения, сейчас я умираю, не курите, ради Бога. Отсюда началась борьба с курением. Поэтому зависит это от культуры и от воспитания наших же актеров и режиссеров. Если только есть погоня за деньгами, когда платят им табачная компания за то, что он там покурил и все — это одно. Но зачастую они оправдываются, что мы же показываем реальную жизнь, а это не реальная жизнь, вы вовлекаете детей в курение, это очень важно. Дети смотрят, если герой, красивая женщина курит, и они то же автоматом повторяют. Поэтому это обращение и к Союзу кинематографистов, Гильдии актеров, режиссеров. Возьмите внутреннюю этику. Это очень важно для страны. Поэтому не закон здесь бессилен, здесь ничего делать не надо, нужно просто всем актерам, министрам серьезно этим заняться, чтобы убрать это.
Екатерина, Москва: Как объяснить следующее: табак запретили выставлять на полки в ларьках, но каждый знает, что в наличии он имеется и его можно приобрести. Разве такой метод сможет сократить число курящих? Может быть, было бы гораздо результативнее существенно увеличить стоимость пачки сигарет, а не прятать товар за прилавок?
- Здесь есть два момента. Первый: запрет на показ сигарет, на кассах, в отделах. Убран не для того, чтобы сократить число курильщиков, а убран для того, чтобы опять же не рекламировать сигареты детям. Когда красивая упаковка сигарет привлекает внимание детей, и они, конечно, покупают и курят. В ряде стран, например, в Австралии на упаковках ничего нет: ни названия, ни картинок, просто коричневая пачка. Тоже из этих целей, чтобы не было рекламы, о чем я говорил ранее. Второй вопрос, что более влияет на снижение потребления табака и уменьшает количество курильщиков — это цены на сигареты. Они поднимаются, вот недавно тоже было повышение акцизов. Тут проблема в чем? Табачники сразу же поднимают цены на сигареты, без учета акциза. Акциз повышается, допустим, на 3 процента — у нас вообще акциз очень маленький, сейчас ВОЗ утверждает, чтобы доля акциза в стоимости сигарет была 70 процентов, а у нас и 40 нет, чуть больше 30. Мы из бюджета тратим деньги на лечение этих же курильщиков. Еще момент, связанный с Таможенным Союзом. Таможенный Союз — это Белоруссия, Казахстан, там сигареты дешевле, и поэтому они ввозятся из этих стран в российские регионы, и тут покупаются дешевые. Для того и есть Таможенный Союз, чтобы вести единую таможенную политику, чтобы были цены на сигареты в таможенном пространстве, в едином нашем экономическом пространстве одинаковые.
Какие наиболее значимые законопроекты в этом году вышли в вашем комитете, и может быть, какие-то инициативы реализуются в будущем году?
- Законопроекты касались ряда аспектов. По медицинскому страхованию выходили важные законопроекты. По Крыму: он когда вошёл в состав страны, вообще не имел медицинского страхования, была совершенно другая система, не было стандартов оказания медицинской помощи. В связи с принятием Крыма мы меняли это законодательство. Я считаю, очень важный закон для страждущих — это упрощение гуманизации получения наркотических средств, обезболивающих. У нас более 300 тысяч человек умирают от онкологии в год, из них более половины требуют обезболивающих. Есть еще категории больных, даже не связанных с онкологией, которые мучительные боли испытывают. Процедура была крайне затруднена, и рецепт короткий, пять дней, и аптек очень мало осталось, которые это выдавали. И нужно было сдавать пластыри трансдермальные, которые обезболивают, ампулы нужно было сдавать. И вот Государственная Дума приняла в трех чтениях закон, облегающий получение. Увеличен срок действия рецептов до 15 дней, не нужно сдавать трансдермальные пластыри, ампулы. Ведь в конечном итоге, когда застрелился адмирал Апанасенко, была причина, что он не мог получить вовремя наркотик, так как в пятницу врача не было, не выписали, и он на выходные один на один оставался с сильнейшими болями. Эта процедура значительно упростилась теперь и это поможет облегчить страдания многих больных.