Провинциальный архив
В Государственном историческом музее представили уникальные фотографии провинциальной архитектуры XVIII-XIX веков. Фотографии Виталия Рудченко — это снимки заброшенных разрушающихся церквей и усадеб, сделанные в 1970-е — 1980-е годы. До наших дней дожили немногие из них.
Зрители увидели 46 фотографий памятников архитектуры двух областей — Костромской и Ярославской — это лишь маленькая часть архитектурного наследия русской провинции и работа Рудченко за полвека профессиональной деятельности как искусствоведа и архитектурного фотографа. Фотохудожник отражает страну так, как когда-то художники реалистической школы собирали и отражали «типы»: разносчик, торговка, приказчик, мелкопоместный дворянин. У Рудченко получаются: усадьба с претензией на пышность, храм с оригинально и смело понятым стилем барокко, невероятный по точности деталей ампирный особняк, непонятно как «забредший» в провинцию иконостас в стиле Людовика XVI, причем столичного уровня.
Виталий Михайлович Рудченко родился в 1949 году в Киеве, он окончил отделение истории и теории искусства Исторического факультета МГУ в 1977 году, искусствоведческая специализация — история иконостасов и монументальной живописи. На выбор профессии кардинально повлияло знакомство в 1964 году с выдающимся ученым, архитектором-реставратором Петром Дмитриевичем Барановским, основателем музея в Коломенском и музея им. Андрея Рублева в Андрониковом монастыре. В 1960-е годы остро стоял вопрос спасения памятников древнерусского зодчества от физического уничтожения, и Барановский был инициатором и главным борцом. Изучение древнерусского искусства и неразрывно связанного с ним православия находилось в то время под негласным запретом и фактически приравнивалось к инакомыслию.
Виталий Рудченко связал свою профессиональную деятельность с архитектурной реставрацией, с 1983 года он работал в Институте «Спецпроектреставрация», принимал участие во всех экспедициях, собирающих материал для издания «Свода памятников истории и культуры России». Памятники разыскивали в удаленных, зачастую труднодостижимых местах российской глубинки, они были либо разорены и заброшены, либо использовались варварски, поэтому главное, что требовалось сделать — как можно более подробно их описать и визуально зафиксировать, ведь дальнейшая их судьба была неизвестна. Так сложился стиль фотографий Виталия Рудченко, который сам он называет «фотофиксацией» — стиль объективно-научный, технически безупречный, чуждый эффектам.
Можно попытаться представить себе восторг искусствоведа, обнаруживающего в глуши шедевр архитектуры, о котором до него никто из профессионалов не знал, чувство первооткрывателя и первообладателя. Руины ведь сами по себе невероятно живописны, красота умирания и пафос утраты — очень сильные образы. По словам Рудченко, важно было не уйти от сути, выразить собственный художественный образ произведения — барочного иконостаса, ампирного храма-ротонды, деревянного усадебного дома. Невероятная радость от открытия памятника пронизывают эти сдержанные черно-белые фотографии, восхищение его художественным качеством сильнее ужаса разорения, интерес к исторической уникальности не позволяет смотреть на него равнодушно. Из одного снимка, из серии из сотен фотографий возникает один объемный образ страны. Этот образ не стабилен, он меняется от области к области, он «шатается» от благоговения к тревоге.