Журналист Максим Шевченко: Абхазы боятся российского бизнеса
Абхазы напуганы российским криминальным бизнесом, считает главный редактор портала «Кавказская политика», член Совета по правам человека при Президенте РФ Максим Шевченко.
«Перед лицом криминального капитализма абхазский народ без энтузиазма смотрит на участие российского бизнеса. Абхазы хорошо понимают и знают все замашки криминальной бюрократии некоторых российских регионов», — заявил журналист в рамках круглого стола «Российско-абхазские отношения: перспективы и вызовы стратегического сотрудничества» в пресс-центре «Парламентской газеты».
Кроме того Максим Шевченко коснулся вопросов грузинско-абхазского урегулирования. Ключевыми проблемами, стоящими перед абхазской стороной, он назвал готовность Абхазии к решению гуманитарных вопросов, открытию широкого доступа грузин к могилам их близких, похороненных не территории республики, и ситуация с транзитом и грузооборотом, так как кратчайшей дорогой в Закавказье, в случае закрытия Осетии, остается Абхазия, ранее соединявшая посредством железной дороги с Грузией и остальными странами Закавказья российский причерноморский регион.
Журналист подчеркнул, что отношения России и Абхазии существуют в нескольких измерениях, с одной стороны, это отношения братских народов, с другой стороны - отношения государств в рамках проблем Большого Кавказа, и в первую очередь, в рамках российско-грузинских отношений. Возвращение в Абхазию грузинских беженцев в ближайшей перспективе невозможно по политическим причинам, убежден Шевченко. По его мнению, столь жесткая позиция абхазского руководства не позволяет России эффективно бороться за интересы Абхазии на международных переговорах. В тоже время Максим Шевченко считает, что на человеческом уровне в современной Абхазии нет грузинофобии, а стало быть - есть перспективы для дальнейшего урегулирования отношений двух стран и укрепления международного статуса республики.
По мнению журналиста, без урегулирования статуса Абхазии на международном уровне никакие масштабные цивилизованные проекты по восстановлению туристического комплекса республики невозможны, ввиду сложностей с получением российскими и абхазскими бизнесменами официальных банковских кредитов под проекты, расположенные на абхазской территории.
«В частных беседах позиция абхазской стороны не так однозначна, многие из абхазов не являются грузинофобами. В грузинском ресторане возле границы с Абхазией я часто встречал абхазов, кроме того мне рассказывали, что многие молодые абхазы ездят в Кутаиси лечиться, посещают Тбилиси и Батуми, так что, на мой взгляд, на человеческом уровне ненависти нет», — особо подчеркнул Максим Шевченко.