Александр Ремезков: К третьему чтению законопроект о защите чувств верующих максимально выверен и откорректирован юристами
Депутаты рассмотрели в третьем чтении проект закона, который вносит изменения в Уголовный кодекс и отдельные законодательные акты в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан России. Все основные поправки в документ были внесены и согласованы ко второму чтению. А третье — уже явилось необходимой формальностью.
Большинство зарубежных стран уже использует аналогичный правовой инструментарий в целях обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания и защиты религиозных верований.
Напомним, что было решено не вводить в УК отдельную статью об оскорблении религиозных убеждений и чувств граждан и осквернении религиозных объектов, а расширить уже существующую статью 148 — «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий». В эту статью внесены положения о санкциях за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». За это предлагается наказывать штрафом, обязательными работами на срок до 240 часов, принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года. Таким образом, поправка смягчает наказание, поскольку в первоначальном варианте законопроекта максимальный срок лишения свободы за оскорбление чувств верующих был равен не одному, а трем годам.
Также во втором чтении было предусмотрено, что, если указанные деяния совершены в местах, специально предназначенных для отправления богослужения, других религиозных обрядов и церемоний, они наказываются штрафом, обязательными работами, принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Изначально максимальным наказанием за эти деяния предлагалось установить максимальное лишение свободы на срок не до трех, а до пяти лет.
За «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики, либо их порча или уничтожение» предложено наказывать граждан штрафом от 30 тыс. до 50 тыс.рублей либо обязательными работами на срок до 120 часов, а должностных лиц — штрафом от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
Ужесточилась и уголовная ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или отправлению религиозных обрядов и церемоний.
Член Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Борис Кашин (фракция КПРФ) заявил, что у депутатов фракции есть много претензий к тексту. Одна из них связана с понятием «свобода совести»: «Если мы будем сводить понятие свободы совести только к религиозным чувствам, то мы доведём положение до ситуации в Сирии, когда исламисты казнили мальчика за отрицание пророка Мухаммеда». В свою очередь заместитель председателя Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков подчеркнул, что над текстом поправок работали специалисты и в области юриспруденции, и религиозных конфессий, поэтому всё максимально выверено и корректно. От фракций выступлений по тексту законопроекта не последовало. В это время председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин провел у здания Госдумы одиночный пикет против законопроекта. Политик держал в руках плакат «Закон о защите чувств верующих - это инквизиция».