100 лет назад в России был издан первый декрет «О воздушных передвижениях»
АНТ-20 «Максим Горький» — агитационный пассажирский 8-моторный самолёт / фото: public domain
17 января 1921 года был издан Декрет СНК РСФСР «О воздушных передвижениях», первый отечественный законодательный акт в области воздушного права. Этот день считается точкой отсчёта в истории отечественной гражданской авиации.
В самом начале 1920-х годов, сразу после окончания Гражданской войны в кратчайшие сроки были восстановлены и расширены авиационные предприятия, налажен выпуск самолетов отечественных конструкций. Тогда возникла и необходимость создания системы управления воздушным движением над территорией страны, в том числе и специальных нормативных актов о регулировании полетов. До революции 1917 года существовали лишь распоряжения о запретных зонах и о запрещении перелёта границ, изданные в 1912-1914 годах.
Подписанный Лениным декрет устанавливал и юридически закреплял полный и исключительный суверенитет советского государства в воздушном пространстве над его земной и водной территориями. Также он устанавливал правила полетов в небе республики своих и иностранных воздушных судов — «самолетов, автоматических самолетов, управляемых аэростатов, привязных аэростатов, свободных воздушных шаров и пр.», определял ответственность владельцев судов и пилотов за нарушение правил полетов.
В документе были прописаны порядок и условия функционирования авиации того времени, система руководства, правила обязательной регистрации всех взлетных площадок, пилотов и воздушных судов, инструкции и прочие необходимые нормативные моменты. В целях обеспечения безопасности государства налагались и некоторые ограничения, например, на право «иметь на воздушных судах фотографические, радиотелеграфные и радиотелефонные аппараты, почтовых голубей, взрывчатые вещества и оружие, без особого разрешения».
Главным контролирующим органом, отвечающим за организацию воздушного движения и реализацию декрета на местах, стало Главное Управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (ГУ РККВФ). Через несколько дней после выхода документа была создана комиссия для разработки программы развития авиационного строительства, на осуществление которой правительство ассигновало 3 млн. рублей золотом. А с подписанием Союзного договора в декабре 1922 года, действие декрета распространялось на все республики СССР.
В феврале 1923 года было принято постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации», а в октябре утверждён трёхлетний план развития воздушных линий, положивший начало плановому строительству и эксплуатации аэродромной сети. Тогда же началась массовая организация пассажирских, грузовых и почтовых перевозок.
Все это стало основой для создания полноценного воздушного флота, а положения декрета впоследствии легли в основу первого Воздушного кодекса СССР, утвержденного 27 апреля 1932 года.