«РФ-сегодня»
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров провел заседание «круглого стола» на тему «Совершенствование законодательства в сфере грузовых перевозок с учетом работы, проводимой Евразийской экономической комиссией по реализации Договора о Евразийском экономическом союзе».
В мероприятии, которое прошло в МИИТе, приняли участие сенаторы, представители федеральных и региональных органов государственной власти, Евразийской экономической комиссии по энергетике и инфраструктуре, транспортных, логистических компаний, профессиональных объединений, общественных организаций, научного и экспертного сообщества.
Как отмечается в рекомендациях по итогам заседания, географическое положение государств-членов ЕАЭС на пространстве между Азиатско-Тихоокеанским регионом и странами Западной Европы открывает благоприятные возможности для развития их транзитного потенциала. Это придает взаимодействию в рамках ЕАЭС в транспортной сфере особое значение.
В настоящее время на территории ЕАЭС эксплуатируется 1,6 миллиона километров автомобильных дорог, 108 тысячи километров железных дорог, 107,5 тысячи километров внутренних водных путей, 793,5 тысячи километров воздушных трасс. В целом по ЕАЭС доля транспорта в валовой добавленной стоимости составляет около восьми процентов, а в общем объеме инвестиций в основной капитал — более одной пятой.
При этом доля транспортных расходов в конечной цене товара в ряде случаев достигает двадцати пяти процентов, в то время как в Европейском союзе этот показатель равен девяти - одиннадцати процентам с тенденцией сокращения к 2020 г. до шести - семи процентов.
Поэтому одной из основных задач ЕАЭС является снижение этих расходов, что позволит повысить конкурентоспособность предприятий, отраслей и экономик государств-членов ЕАЭС в целом, отмечается в рекомендациях.
Не менее важной задачей для достижения конкурентоспособности экономики ЕАЭС является формирование единого рынка транспортных услуг. Его создание предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Документ предусматривает проведение скоординированной транспортной политики, направленной на обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надежности, доступности и экологичности.
Для полноценного развития транспортной интеграции в рамках ЕАЭС необходимо в постоянном режиме осуществлять анализ и последующую гармонизацию законодательств государств-членов в области транспорта, отмечается в рекомендациях.
В целях обеспечения дальнейшей реализации положений Договора в сфере грузовых железнодорожных и автомобильных перевозок, а также их технического регулирования Евразийской экономической комиссии предлагается рассмотреть возможность проведения анализа состояния законодательства в сфере транспортной безопасности и безопасности эксплуатации транспорта. Комиссии предложено рассмотреть возможность включения в перечень приоритетных направлений деятельности вопросы обеспечения противодействия незаконному перемещению скоропортящейся сельскохозяйственной и переработанной продукции на всем пространстве ЕАЭС.
Правительству РФ в целях гармонизации национального законодательства предложено организовать разработку программ гармонизации транспортного законодательства, включая законодательства о техническом регулировании, о регулировании деятельности субъектов естественных монополий, достаточной для формирования общего рынка транспортных услуг ЕАЭС и реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной транспортной политики.
При гармонизации законодательства РФ рекомендовано рассмотреть целесообразность реализации норм и стандартов, зафиксированных международными соглашениями и конвенциями ООН в области транспорта.
Для повышения качества транспортировки сельскохозяйственной и переработанной продукции следует рассмотреть целесообразность создания общенациональной системы идентификации производителей сельскохозяйственной и переработанной продукции, контроля перехода ответственности за эту продукцию в реальном времени и безопасной ее транспортировки, отмечается в документе.