Государственная компания ОАО «Курорты Северного Кавказа», созданная для осуществления важного и амбициозного проекта развития массового туризма в самом, пожалуй, проблемном и неспокойном на сегодня регионе России, впервые оказалась в фокусе общественного внимания минувшей зимой. И вовсе не в результате собственной деятельности, а по причине скандала со строительством олимпийских объектов в Сочи, к которым ОАО «КСК» не имело никакого отношения, зато прямое отношение имел его бывший руководитель. После серии неизбежных в таких случаях перестановок в мае компанию возглавил Сергей ВЕРЕЩАГИН, успешный 38-летний менеджер из Сибири, на протяжении последних трех лет курировавший северокавказское направление в Минрегионразвития России в должности замминистра. С ним встретился корреспондент журнала.
—Сергей Викторович, так сложилось, что о вашей компании многие узнали совсем не в связи с ее деятельностью,
о которой, увы, и по сей день известно не так много. Не могли бы вы помочь исправить ситуацию?
—Наша история началась в 2010 году, когда после образования СКФО была разработана и утверждена стратегия, а затем и государственная программа развития округа. Важным фактором явилось создание в этот период двух госкомпаний — Корпорации развития Северного Кавказа (КРСК) и ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК). Функция КРСК — быть стимулом и движителем инвестиционного процесса. «Курорты Северного Кавказа» создавались под конкретную задачу — развитие туристического кластера. Два с половиной года компания не стояла на месте — решала земельно-имущественные вопросы, активно работала с инвесторами, подписала множество соглашений, в том числе на 3,3 млрд долларов с иностранными инвесторами и на 77 млрд рублей с российскими. Для работы в проекте созданы два совместных предприятия — российско-французское и российско-корейское. Одновременно развернулась подготовка предпроектной документации.
С Гендиректором ОАО «Курорты Северного Кавказа» Сергеем Верещагиным беседует корреспондент журнала «Российская Федерация сегодня» Сергей Борисов
|
К сожалению, повышенное, с привкусом скандальности внимание, которое было приковано к компании с начала 2013 года, пусть и не связанное с деятельностью КСК как таковой (компания никак не была вовлечена в нашумевшее строительство олимпийских трамплинов в Сочи), очков ей не прибавило. Как бы то ни было, мы в компании стартовали не с нуля — проделан большой объем работы при том, что предпроектный этап — один из наиболее сложных, особенно круг вопросов, связанных с землей. Эту работу мы планируем завершить в текущем году. Соответственно, начинается активная стадия проектирования объектов в рамках тех обязательств, которые есть у компании.
Что касается самих курортов, их у нас несколько: горный Матлас и Каспийский пляжный кластер в Дагестане, Армхи и Цори в Ингушетии, Мамисон в Северной Осетии, Эльбрус-Безенги в Кабардино-Балкарии, Архыз в Карачаево-Черкесии, Лагонаки на границе Адыгеи и Краснодарского края, бальнеологические курорты Ставрополья. В ближайшее время этот перечень дополнится курортом Ведучи в Чеченской республике. Основные документы по всем площадкам подготовлены, Концепция развития туристического кластера находится на утверждении в Минрегионразвития России и, надеюсь, в ближайшее время будет согласована. Кроме этого, у нас заканчивается формирование бизнеспланов всех курортов, готовятся планы обустройства территорий и т. д.
|
|
Масштабный проект строительства на Северном Кавказе сети курортов международного уровня реализуется на базе постановлений Правительства РФ «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» (2010), «Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе» (2011), «О включении особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Ставропольского края в состав туристического кластера, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 833» (2012). Для реализации проекта создана госкомпания ОАО «Курорты Северного Кавказа». Все курорты проектируются в расчете на круглогодичный прием туристов. По прогнозу, к 2025 году на курортах тур-кластера будут отдыхать 3,5 млн человек в год. Проект предусматривает создание свыше 1 тыс. км горнолыжных трасс, 250 подъемников, почти 170 тыс. мест размещения в гостиницах, апартаментах и коттеджах. Финансирование осуществляется на основе государственно-частного партнерства.
|
|
|
|
Первоначальный проект предусматривал строительство
пяти горнолыжных курортов:
Архыз (Карачаево-Черкесия), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкария), Лагонаки (Адыгея, Краснодарский край), Мамисон (Северная Осетия-Алания), Матлас (Дагестан). По решению Правительства РФ в декабре 2011 года в проект кластера включены Армхи и Цори (Ингушетия), а также пляжные курорты на Каспии (Дагестан), а в декабре 2012 года — бальнеологические курорты Ставрополья (Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск, Лермонтов). По инициативе правительства Чечни подготовлен документ о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа Ведучи и включении ее в состав туркластера.
|
|
|
|
Первая наша ласточка — Архыз, открытие которого мы планируем уже в нынешнем году. За счет средств федерального бюджета там построили новую автодорогу, газопровод, линию электропередач. Сейчас достраиваются две гостиницы, есть две канатки, готовы четыре трассы, построена внутренняя инженерная инфраструктура (вода, свет, газ, дороги и др.). Идет работа и на других площадках. В Ингушетии инвестор — группа «Акрополь» запустил первую трассу длиной 1200 метров и канатную дорогу, люди уже катаются. На Эльбрусе тоже действует курорт, сейчас прорабатывается вопрос строительства третьей очереди канатной дороги на участке Мир — Гара-Баши, которая будет поднимать туристов на высоту 3800 метров. На Мамисоне в будущем году начнется строительство объектов первой очереди.
— Кому принадлежала идея развития туристического кластера на Северном Кавказе, учитывая все сложности политического и экономического характера, проблемы с безопасностью?
— Самой идее уже больше сорока лет. Мы поднимали архивы: впервые идея была озвучена в 70-е годы прошлого века. Причем исходила она от иностранцев — от французов, — это они, побывав в Архызе, первыми высказали мнение, что туристический и курортный потенциал региона выше, чем у Краснодарского края. Концепция туристического кластера, таким образом, не явилась каким-то внезапным озарением, она вызревала десятилетия, хотя, казалось бы, все было очевидно: несмотря ни на какие экономические кризисы и политические потрясения, обстановку, зачастую далекую от безопасной, люди все эти годы продолжали приезжать в Домбай, на Чегет и Эльбрус. Да так, что в сезон туда пробиться невозможно! Отдельная тема — экономические соображения. Туризм — это та отрасль, которая быстрее всего формирует рабочие места в сопутствующих сферах (торговля, услуги, обслуживание, кустарное и мелкосерийное производство и т. д.). В мире эта отрасль относится к наиболее быстрорастущим несмотря ни на какие катаклизмы, кризисы и потрясения.
Многие, возможно, удивятся, но если обратиться к криминальной статистике, Кавказ, по сути, является довольно спокойным местом для жизни—в год там фиксируется меньше (подчас — значительно) преступлений, чем в большинстве других регионов России. Другое дело, что на Северном Кавказе сейчас совершаются самые резонансные преступления, включая террористические акты. Но мировой опыт показывает, что туризм по мере развития объективно способствует улучшению обстановки: получая работу, достойную зарплату, люди естественным образом лишают преступный мир кадровой подпитки. А 150160 тысяч рабочих мест, которые мы планируем создать в регионе к 2025 году, — это очень солидная цифра.
Могу сослаться на пример мексиканского Канкуна. Сегодня это бренд с мировой известностью, а лет 30 назад был беднейший регион с высоким уровнем бытовой преступности и бандитизма. За эти годы в Канкуне была построена туристическая зона высшего класса, рядом с ней поднялся новый полумиллионный город, а регион по экономическим показателям вышел в лидеры в стране. Чем не пример оздоровления региональной экономики и социальной сферы через развитие туриндустрии? Вот на такие примеры и следует ориентироваться.
Да, экономическая ситуация в Северо-Кавказском округе непростая, но и подвижки очень серьезные — за два последних года создано порядка 200 тысяч рабочих мест. Темпами выше средних общероссийских растет валовый региональный продукт. Показатели по оптовой торговле, сельхозпродукции, промышленному производству, пусть и с невысокой исходной базы, растут неплохо. За счет комплексных программ, привлечения туда естественных монополий, частного бизнеса ситуация, я думаю, будет выправляться. Мы уверены, что наш кластер будет одним из настоящих драйверов развития Северного Кавказа.
—Правильно ли будет сказать, что северокавказский туристический кластер ориентирован прежде всего на внутренний туризм?
— Да, это так. Мы поняли это уже по социологическим исследованиям: 75 процентов тех, кто увлекается в России горными лыжами, с удовольствием приедут на Северный Кавказ как только там будут созданы нормальные условия. И даже сейчас половина российских любителей горных лыж катаются именно на Эльбрусе, Чегете и в Домбае. Вместе с тем, на Эльбрусе в 2011 году побывали туристы из 70 стран мира. По нашим оценкам, доля иностранцев на курортах Северного Кавказа в общем потоке туристов к 2020 году составит 10-15 процентов. Мы не ставим задачей поднять или снизить эту долю, это просто наши прогнозы. Окажется больше — будем только рады. Давайте лучше поразмышляем вот над какими цифрами: есть страны — Германия, Австрия, Франция, где на лыжи встает 35-40 процентов населения. У нас это 2,5 процента.
Представляете, какие здесь перспективы для роста! Так что наш проект обращен, прежде всего, к россиянам. Конечно, мы с удовольствием примем иностранцев. Более того, мы хотим привлечь компании с мировыми именами, чтобы они предложили нам оптимальные решения в управлении курортами. Этот опыт мы с удовольствием будем перенимать. В том числе в организации не просто горнолыжных, а всесезонных многопрофильных курортов.
—За границей Северный Кавказ имеет сейчас не самую лучшую репутацию. Тот факт, что многие страны ЕС не рекомендуют этот регион для посещения своим гражданам, сильно мешает работе с зарубежными партнерами?
—Вообще не мешает. То, что имидж у региона не слишком благоприятен, — с этим не поспоришь, и наша задача его поменять. Когда я работал заместителем министра, у меня было много контактов с зарубежными партнерами. Предложения поступали очень интересные — и от немцев, и от австрийцев, и от финнов, и из Юго-Восточной Азии. Это ведь о чем-то говорит. Работа с инвесторами ведется, и тот, кто боится, нам, в общем-то, не очень и нужен. Для нас важно, чтобы на наши курорты заходили известные, сильные бренды, понимающие потенциал региона и готовые работать.
Наши курорты не должны быть закрытыми элитными клубами или, наоборот, местами спартанского отдыха без удобств. Наша цель — обеспечить максимально широкое предложение по конкурентной цене, ведь секрет успеха в нашей отрасли — это стабильный поток туристов со средним уровнем доходов
.
— Соседство Сочи — фактор для курортов Северного Кавказа благоприятный или негативный?
—Чем больше в стране будет разнообразных, удобных мест отдыха, тем лучше. Значит, будет стимул работать, бороться за туристов — ценой, качеством, сервисом. В принципе же надо понимать, что Сочи — это несколько иной сегмент, ориентированный на более дорогой отдых. Он сейчас развивается именно в этом направлении. Нас это, разумеется, ни в коей мере не беспокоит, а конкуренция всем пойдет только во благо — она стимулирует, прививает интерес к инновациям, поиску новых решений.
— Насколько эффективно выстраивается партнерство с региональными властями?
— У нас очень хорошие отношения с республиками, с муниципалитетами, мы регулярно проводим встречи с населением районов строительства курорта, рассказываем, зачем нужен тот или иной проект, что он принесет жителям. С учетом непростой ситуации, в которой практически все эти регионы находятся, местные власти заинтересованы в каждом дополнительном рубле налогов, инвестиций. Они прекрасно понимают, что, если государство такие средства вложило в компанию, такие ресурсы ей предоставило, значит, ее следует всячески поддерживать административно на всех уровнях.
В качестве демонстрации интереса регионов можно привести и тот факт, что с момента старта проекта — за два года — его география расширилась практически вдвое. Регионы, изначально не вошедшие в проект, активно лоббировали свое подключение к нему, и теперь практически все задействованы. На местах верят в успех этой идеи, и для нас это не только опора, но и cверхответственность.
В целом программа разбита на 2 этапа. Первый — до 2016 года, на этом этапе мы должны завершить все подготовительные работы, разработку проектов и начать запуск объектов первой очереди. 2016-2025 годы — этап активного строительства, ввода в строй всех запланированных объектов. Таков план. Какие-то его составляющие были сформированы достаточно давно и просятся на ревизию, что уже сделано, что нет и почему.
Очевидно, что некоторые работы, которые давно должны были выполнить, до сих пор не завершены. Надо разобраться в причинах — то ли это неправильно заключенный контракт, то ли некомпетентный подрядчик, то ли что-то не обеспечили мы. И так по каждому пункту, по каждому виду работ. Моя задача как руководителя проекта, — выстроить правильные ориентиры для себя лично, для своей команды, для компании. На это уйдет нынешний июль. В августе планируем собрать Совет директоров и представить обновленную программу — объективную, точную, выверенную.
Беседовал Сергей БОРИСОВ