Новая система контроля воздуха определит, куда идет дым из заводской трубы

Завершился Год экологии, но проблем с загрязнением окружающей среды меньше не стало.

27.12.2017 14:17

Автор: Светлана Заверняева

Новая система контроля воздуха определит, куда идет дым из заводской трубы

Вредные выбросы в атмосферу - наиболее распространенная причина бронхолегочных заболеваний

Завершился Год экологии, но проблем с загрязнением окружающей среды меньше не стало. Сегодня местные власти в полной мере несут ответственность за экологическую обстановку в регионе. При этом они не могут заставить владельцев промышленных предприятий уменьшить количество выбросов вредных веществ ниже предельно допустимой концентрации (ПДК), если в городе, к примеру, установилась безветренная погода. Выходит, что формально предприятие ничего не нарушает — количество загрязняющих веществ не превышает допустимый уровень, а на деле жителям ближайших к заводу кварталов буквально нечем дышать из-за повисшего над городом смога.

Законопроект, подготовленный депутатами челябинского Заксобрания, предполагает новую систему контроля за вредными выбросами в атмосферу.

КОКТЕЙЛЬ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ: ПЫЛЬ, ФТОР, СЕРОВОДОРОД, ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ И БЕНЗОЛ

Вредные выбросы в атмосферу — наиболее распространенная причина бронхолегочных заболеваний. Согласно исследованиям Минприроды и Роспотребнадзора, с 2014 года количество астматиков среди взрослого населения страны выросло в 1,5 раза. В 40 регионах у детей до 14 лет показатель заболеваемости астмой регистрировался выше среднероссийского уровня (144,0 случая на 100 тысяч детей). Наибольшее количество заболевших в Новосибирской (483 случая), Новгородской (377) и Челябинской (323) областях. Примечательно, что география заболеваемости астмой совпадает с данными по наибольшим выбросам вредных веществ в атмосферу.

В топ-20 городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы, согласно докладу Минприроды «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», попали Биробиджан, Благовещенск, Братск, Зима, Красноярск и другие сибирские и дальневосточные промышленные города.

Более 55 процентов загрязняющих веществ поступает в атмосферу от промышленных предприятий, мусороперерабатывающих заводов и свалок
По данным ведомства, наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Иркутской области, где повышенный уровень загрязняющих веществ в воздухе отмечается в 14 городах субъекта. Среди других лидеров по загрязнению воздуха — Красноярский край, Кемеровская и Новосибирская области.

Эти данные во многом совпадают с результатами экологического рейтинга Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» (по данным за сентябрь — ноябрь 2017 года). Согласно исследованиям общественной организации, самыми экологически чистыми регионами являются Тамбовская область, Республика Алтай, Алтайский край и Курская область. Замыкают список Иркутская, Московская, Свердловская и Челябинская области.

Наибольший вред здоровью, как утверждают экологи, наносят пыль, фтор и его соединения, аммиак, толуол, формальдегид, бензапирен, оксид углерода, хлор и его соединения, тяжелые металлы, ксилол, бензол, оксиды азота и сероводород. Большая часть этих загрязняющих веществ поступает в атмосферу от промышленных предприятий, мусоросжигательных заводов и свалок (более 55 процентов). На выхлопы автотранспорта приходится еще 30-40 процентов. Нетрудно представить, каким воздухом дышат жители промышленного города, который к тому же является крупным транспортным узлом.

Яркий пример — Челябинск. Как многие другие города Сибири и Урала, он был основан как крупный индустриальный центр. Сегодня в регионе сосредоточены почти все виды предприятий металлургической отрасли. Как правило, заводы и фабрики ставили в чистом поле, а затем они застраивались рабочими поселками, которые со временем превратились в городские районы. Отличительный признак городской застройки Челябинска — населенные районы расположены посреди огромных промзон. Воздух в жилых кварталах представляет собой коктейль, где смешиваются выбросы 3-4 предприятий одновременно. Кроме того, через город проходят крупные транспортные артерии: потоки большегрузов расходятся на север, юг и восток. И таких городов в стране немало.

Рейтинг экологического развития городов России за 2017 год

ПРЕЗИДЕНТ ПОСТАВИЛ ЗАДАЧУ СОКРАТИТЬ ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ В ДВА РАЗА

2017 год был объявлен президентом Годом экологии. Выступая на Госсовете об экологическом развитии РФ в декабре 2016 года, Владимир Путин обратил внимание на первоочередные задачи для улучшения экологической ситуации в стране.

«Ситуация с вредными выбросами остается крайне неблагополучной. Половина городского населения живет в условиях высокого уровня загрязнения воздуха… Если мы и дальше будем обходиться полумерами и ссылаться на более важные задачи, то к 2050 году выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов достигнут критического предела, а это значит… что будущим поколениям мы оставим среду, непригодную для жизни. Поэтому необходимо как минимум в два раза сократить загрязнения и выбросы», — поставил задачу перед участниками Госсовета Владимир Путин. Именно на этом заседании были сформированы поручения президента и заложена основа для будущей законодательной инициативы по контролю за вредными выбросами.

Примечательно, что с инициативой оценивать совокупное воздействие всех источников загрязнения в городе и проводить сводный расчет предельно допустимых выбросов выступил глава самого неблагополучного в экологическом отношении региона — губернатор Челябинской области Борис Дубровский. На основании «сводного» выброса он предложил определять допустимый вклад каждого источника в формирование нормативного качества воздуха в жилой зоне. «Этот вклад, квота станет основой для принятия предприятиями конкретных программ и технологических решений. Их результатом должен стать темп уменьшения загрязнения в городской черте», — обозначил главную цель своей инициативы глава региона.

2017 год, Челябинск. Митинг против загрязнения атмосферного воздуха и строительства Томинского горно-обогатительного комбината / Фото Наиля Фаттахова/ТАСС

ПРОИЗВОДИТЬ ЗАМЕРЫ В ЖИЛЫХ КВАРТАЛАХ

Эти предложения стали основой законопроекта о сводных расчетах, который подразумевает новую систему управления качеством атмосферного воздуха. Разработанная депутатами челябинского Заксобрания инициатива уже получила одобрение в Минприроды, Росприроднадзоре, а также в обеих палатах парламента.

«Фактически производится замер воздуха, которым дышат граждане. Ведь картина по предприятию не тождественна картине по самочувствию человека», — отмечает председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.

«Главная идея законопроекта — контроль за чистотой воздуха в конкретной точке города, где скапливается большое количество людей. В этих точках с учетом розы ветров будет рассчитываться степень влияния того или иного источника на каждую точку проживания», — уточняет член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Олег Цепкин. Таким образом, таблица сводных расчетов будет составляться, исходя из утвержденных санитарных норм. К примеру, в Челябинске пять зон проживания. После вступления в силу нового закона местные власти рассчитают, чтобы в каждой такой зоне вредные выбросы в атмосферу не превышали величину ПДК.

Важно, что законодательная инициатива челябинских парламентариев даст возможность регионам не только установить степень влияния каждого отдельно взятого источника загрязнения, но и предоставит регионам право заставить предприятия-загрязнители снижать выбросы ниже нижнего предела нормы.

«Если в городе сложится напряженная экологическая ситуация, регион имеет право предложить предприятиям дымить поменьше, пока не пройдет режим неблагоприятных метеоусловий», — объясняет действие механизма контроля за состоянием воздуха, предложенного челябинскими депутатами, Владимир Бурматов. У промышленного гиганта есть выбор — на время сократить мощности или установить современное оборудование, которое уменьшает степень загрязнения атмосферы. Понятно, что оба решения для владельцев предприятий весьма затратны. Но по опыту Челябинской области многие из них готовы вложиться в реконструкцию при условии, что затраты на новые фильтры им частично компенсирует государство.

ЗАТРАТЫ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ ВОЗМЕСТИТ ГОСУДАРСТВО

Именно Челябинск стал первым субъектом, разработавшим механизмы компенсации для предприятий, которые потратились на закупку нового оборудования. В конце декабря Челябинская дума планирует принять региональный закон, который уменьшит налог на движимое имущество предприятию на сумму, которую оно потратило на реконструкцию. Первым предприятием, которое подпишет такое соглашение с областной администрацией, станет крупнейший в отрасли и самый мощный в области загрязнитель воздуха — металлургический холдинг «Мечел». После принятия закона, как рассчитывают региональные власти, для каждого предприятия будет составлен график снижения выбросов в атмосферу с учетом инвестиционной программы и контроля за ее поэтапным выполнением.

«Это важное стратегическое решение», — считает сенатор Олег Цепкин. Реконструкция предприятия — это долговременный проект. Подразумевается, что предприятия перейдут на новую систему очистки воздуха, новые прокатные мощности, где будут установлены принципиально другие схемы улавливания выбросов. Только вместе взятые три составляющие — новые технологии, агрегаторы и системы очистки — дадут ожидаемый эффект.

Проект федерального закона, внесенного депутатами челябинского Заксобрания, дает возможность местным властям не только заключать соглашения о снижении выбросов предприятий, но и управлять транспортными потоками. «К примеру, в обычные дни город пускает большегрузы в центр, а в режиме неблагоприятных метеоусловий местные власти, опираясь на сводные расчеты, могут ограничить въезд большегрузных автомобилей в центр города и перенаправить транзитный транспорт по объездной дороге», — объясняет депутат Бурматов.

Другим вариантом сокращения вредных выхлопов от транспорта может стать изменение частоты движения общественного транспорта или замена автобусов на экологически чистые троллейбусы и трамваи.

Кроме того, внесенный в Госдуму законопроект предполагает контроль за качеством топлива, а также за техническим состоянием транспорта.

Планируется, что комплексное администрирование по всем этим направлениям также будет осуществляться силами региональных властей. А это значит, что субъект сам будет принимать решение по каждой болевой точке области или края, будь то мусорный полигон «Кучино» или металлургический комбинат на Южном Урале. Главным критерием, влияющим на решение властей, станут не показатели и нормы, а самочувствие человека, проживающего в данном регионе.


Как у них

Одно из самых жестких законодательств в области экологии действует в Японии. В 1967 году был принят основной закон о контроле над загрязнением среды. Важная роль в нем отводится экологической экспертизе промышленных и социальных проектов, которая проводится по таким показателям, как соответствие допустимому уровню загрязнения воздуха, воды, почвы; влияние на естественную природу и культурные памятники. После землетрясения и цунами 2011 года были приняты новые нормы содержания радиоактивных частиц в пищевых продуктах и правила обеспечения безопасности на заводах, связанных с переработкой ядерного топлива. Кроме того, в стране действует автоматизированная система мониторинга качества воды, воздуха, уровня шума и вибрации. Контроль за экологическим состоянием осуществляет министерство окружающей среды.

В Европе наиболее строгое экологическое законодательство в Германии. «Преступления против окружающей среды» находятся в компетенции Уголовного кодекса страны. В разделе рассматриваются такие правонарушения, как загрязнение водоемов, загрязнение почвы, загрязнение воздуха. За умышленные преступления предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет, за особо тяжкие деяния — до десяти лет. За преступления по неосторожности можно получить до трех лет заключения.

В Валлонии (Бельгия) за выброшенный на землю мусор придется заплатить 50 евро, за мусор, брошенный мимо урны, — 150 евро.

В Великобритании за нарушение закона о чистоте воздуха положен штраф до 100 фунтов стерлингов, а за нарушение закона о контроле за загрязнением среды — до 400 фунтов стерлингов.

Во Франции введена система штрафов для владельцев автомобилей, наносящих вред экологии. Автомобилист, приобретающий новую машину, которая выбрасывает в атмосферу более 160 граммов углекислого газа за один километр движения, должен заплатить штраф в размере до 2600 евро. Для тех же, чьи машины загрязняют атмосферу не более чем на 130 граммов углекислого газа на 1 километр, предусмотрен бонус в размере 200 евро. Владельцам электромобилей полагается «супербонус» — 5 тысяч евро.

В США за умышленное нарушение положений закона о качестве воды, воздуха и об отходах предусмотрен штраф до 25 тысяч долларов, либо тюремное заключение до одного года, либо то и другое. При повторном нарушении штраф возрастает до 50 тысяч долларов, а срок заключения — до двух лет.

В Китае в 2015 году вступил в силу закон, дающий правительству возможность взимать неограниченные штрафы с предприятий, которые наносят вред окружающей среде страны.

По материалам ТАСС