Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Дорога мечты, или Вектор развития отрасли

Каждый из нас выбирает свою Дорогу жизни. Первые шаги человека на ухабистом и долгом жизненном пути — весьма непросты, все последующие — гораздо более трудны и ответственны.

С годами приходится принимать судьбоносные решения. 

06.04.2013 15:56

Автор: Николай Тарасенко

Дорога мечты, или Вектор развития отрасли
Руководитель Федерального дорожного агентства Роман СТАРОВОЙТ

Свой жизненный выбор руководитель Федерального дорожного агентства Роман СТАРОВОЙТ сделал чуть более ста дней назад. В конце ноября прошлого года Дорогу своей жизни он связал с дорогами России.

 — Роман Владимирович, в крес­ло руководителя Росавтодора вы пересели из кресла чиновника Белого дома. Правда, перед этим назначением, как сообщалось в прессе, успели «вкусить хлеб» строителя в регионах. Работали в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам Пра­вительства Санкт-Петербурга. Были членом Совета националь­ного объединения строителей и Попечительского совета Феде­рального фонда содействия раз­витию жилищного строитель­ства. Руководили подготовкой объектов инфраструктуры к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи. Занимались ре­ализацией федеральной целевой программы «Жилище». И все-таки, согласитесь, нынешняя ваша должность — это несколь­ко иная сфера деятельности.

 
— В администрации Санкт-Петербурга, в аппарате Правитель­ства РФ я выступал больше в роли координатора строительства объек­тов. Представлял интересы государ­ственного заказчика по инженерной подготовке территорий. Построенные автосборочные предприятия в Санкт-Петербурге — это не только заводские корпуса, но и подъездные дороги, це­лая сеть городских магистралей. К то­му же я успел поработать в бизнесе, был представителем одной из ведущих компаний мира, производящих до­рожную строительную технику. По­этому свободно общаюсь на языке и рядового строителя, и прораба.
 
Безусловно, работе в Федераль­ном дорожном агентстве присущ це­лый ряд особенностей. Дороги — это в первую очередь объекты линейного строительства. Протяженность участ­ков трасс, как правило, от нескольких сот метров до десятков и сотен кило­метров. При строительстве каждого отдельно взятого объекта меняются геологические условия, рельеф мест­ности. При прокладке трассы, при под­готовке проектно-технологических ре­шений приходится учитывать не толь­ко инженерно-геологические, клима­тические и гидрологические условия, но и расположение лесных и лесопар­ковых массивов, плотность жилой за­стройки, наличие инфраструктурных коммуникаций.
 

Николай Тарасенко и  Роман Старовойт

Журналист «РФ сегодня» Николай Тарасенко беседует с руководителем Федерального дорожного агентства Романом Старовойтом

— Ваш дебют в новой должности совпал с сильнейшим снегопадом и огромными заторами на трас­се Москва—Санкт-Петербург. Извлечены ли уроки из этого ЧП, что сделано для предотвраще­ния подобных ситуаций?

— Да уж! Дебют получился неожи­данным. В полном объеме ощутил все проблемы и недочеты, которые есть и в нашем ведомстве, и у наших смежни­ков. Оказалось, отсутствовал актуаль­ный регламент взаимодействия между ФДА, МЧС и МВД. В срочном поряд­ке мы разработали такой документ, разослали его на согласование соответствующим ведомствам. В ближайшее время он будет подписан и станет руководством к действию.

Другой пример. Также выяснилось, что Ситуационный центр Росавтодора — «штаб» отрасли нуждается в мо­дернизации. Когда я приехал в центр ночью, обнаружил, что мониторы не работают. В итоге запланирована ре­конструкция главного и подведом­ственных нам ситуационных центров. Намечены мероприятия по совершен­ствованию отраслевого мониторинга, в том числе в рамках эксплуатацион­ного контроля с применением совре­менных средств видеонаблюдения, а также системы ГЛОНАСС. Идет уста­новка технических средств, преду­преждающих автомобилистов о марш­рутах объезда, ограничениях или за­крытии движения.

Для предотвращения чрезвычай­ных ситуаций на дорогах Росавтодор провел уже несколько тактико-спе­циальных учений. Подчиненные нам управления «Каспий» и «Центральная Россия» вместе с представителями ис­полнительной власти Волгоградской и Московской областей организовали комплексную тренировку по вопросам организации и взаимодействия орга­нов управления, сил и средств, связан­ных с ликвидацией снежных заносов.

Перечислю еще несколько необхо­димых законодательных инициатив, без которых навести порядок на доро­гах в экстремальных условиях доволь­но сложно.

Это прежде всего:

— введение обязательности исполь­зования зимней резины (при необхо­димости — цепей противоскольжения) на грузовых транспортных средствах;

— увеличение периодичности вы­полнения дорожных работ на участках федеральных автодорог со сверхнор­мативной интенсивностью движения;

— определение порядка и сроков эвакуации автотранспорта с автодорог;

— разработка дополнительных мер к владельцам объектов дорожного сервиса за ненадлежащее содержание прилегающих территорий.

— Представляя вас в новой должности, министр транспор­та России Максим Соколов за­явил, что Росавтодору предсто­ит решать важные задачи, от которых зависит эффективное развитие автодорожной сети страны. В этой связи хотелось бы узнать о приоритетных на­правлениях деятельности Феде­рального дорожного агентства.

— Основной долгосрочной задачей Росавтодора является выполнение по­ручения Президента России об удвое­нии объемов дорожного строительства в текущем десятилетии. На практике это означает ввод к 2022 году в эксплу­атацию 8 тысяч километров готовых автомобильных дорог I-IV категорий с количеством полос от двух до десяти. Это без учета транспортных развязок, мостовых переходов, путепроводов, пешеходных переходов и других объ­ектов дорожной инфраструктуры.

Одна из насущных проблем — это обеспечение качества строительства и реконструкции автомобильных дорог. Федеральным дорожным агентством реализуются мероприятия, направ­ленные на совершенствование норм строительного контроля, дорабатыва­ется система взаимоотношений между заказчиками и подрядными органи­зациями. Особое внимание уделяем структурированию и актуализации нормативной базы проектирования и строительства автомобильных до­рог для приведения ее в соответствие с современными требованиями отече­ственного и международного законо­дательства. Цель всего этого — совер­шенствование технологий, увеличение темпов строительства дорог, снижение затрат на их ремонт и содержание.

Не могу не сказать о завершении в этом году большого объема работ на объектах зимней Олимпиады в Сочи. Здесь мы являемся ответственными исполнителями по сооружению 12 объ­ектов транспортной инфраструктуры. Общая протяженность олимпийских трасс Росавтодора составляет более 55 километров. В их числе — 65 путепро­водов (19,1 км), 24 тоннеля (17,4 км), 1 мост. Введенные в строй олимпийские объекты — это не только возможность проведения спортивных мероприятий на высоком международном уровне, но и создание комфортных условий для гостей и жителей города.

В числе крупных инфраструктур­ных проектов — масштабное обновле­ние автомобильных дорог Московско­го транспортного узла, строительство и реконструкция автотрасс на терри­тории Сибирского и Дальневосточно­го федеральных округов.

Важнейший вектор нашего иннова­ционного развития — создание и ис­пользование геоинформационных си­стем. Так называемая «умная дорога» вводится на магистрали М-10 «Москва — Санкт-Петербург». Аналогичная си­стема заработает и на автомобильных дорогах, которые возводит «Центравтомагистраль». Планируется реализа­ция пилотного проекта по созданию интеллектуальной системы на транс­портном коридоре «Москва — Санкт-Петербург — Хельсинки».

В 2012 году проводилось внедре­ние и развитие систем управления со­держанием автомобильных дорог с использованием системы ГЛОНАСС. Разрабатывались классификация и ко­дирование работ по содержанию авто­мобильных дорог общего пользования для применения в автоматизирован­ных навигационных системах диспетчерского контроля. Создана методика планирования, контроля и учета работ с использованием спутниковой нави­гации. В настоящее время датчиками ГЛОНАСС оснащено более 6000 еди­ниц техники.

На повестке дня актуальным про­должает оставаться вопрос внедрения эффективных материалов для стро­ительства дорожных одежд. В кон­це прошлого года были утверждены предварительные национальные стан­дарты на требования к дорожным би­тумам и методам их испытаний.

— Роман Владимирович, сейчас вы говорите, случайно, не о вашей ли мечте внедрения в России си­стемы «Superpave»?

— Да, но не нравится мне англий­ское название, в России живем, и не мечта это вовсе, а насущная необхо­димость, широко распространенная в дорожном строительстве в мире и от­лично себя зарекомендовавшая. Да­вайте назовем ее не «Superpave», а, скажем, Система применения сверх­стойких асфальтобетонов. Несмотря на то, что данная система действитель­но родом из США, но разработали ее эмигранты из Советского Союза. Если говорить обывательским языком — это система проектирования внешних слоев асфальтобетона, которая исклю­чает образование на дорогах колейности. Предлагаемая система, учитывая конкретные климатические условия, обеспечивает контроль целого ряда элементов при производстве и укладке дорожного покрытия. В Северо-Запад­ном регионе уже начинаем работать по этой схеме, в дальнейшем планируем распространить опыт на всю страну. Недавно встречались с зарубежными коллегами из института асфальтобето­на. Договорились о том, что будем на­правлять наших специалистов на обу­чение, бесплатное.

— Одним из нововведений по­следних лет стало создание в стране региональных дорожных фондов. Именно за счет этих средств планировалось резко из­менить ситуацию с финансиро­ванием региональных дорог. Как власти на местах восприняли такую инициативу, есть ли ре­альные подвижки в этом деле?

— Принятие в 2011 году поправок в Бюджетный кодекс Российской Феде­рации, касающихся дорожных фондов, коренным образом изменило финан­сирование автодорог. Была создана система фондов, включающая в себя Федеральный дорожный фонд, дорож­ные фонды субъектов Российской Фе­дерации и муниципальные дорожные фонды. Основным источником фор­мирования финансовых средств явля­ется устойчивый и понятный для всех акциз на автомобильное топливо. Все логично. Чем больше совершается по­ездок на автомобильном транспорте, в результате чего изнашивается дорога, тем больше тратится горючего и соот­ветственно больше вносится средств на ремонт этих дорог.

Подготовка законодательства о дорожных фондах осуществлялась с активным участием и при конструк­тивной поддержке депутатов Государ­ственной Думы, членов Совета Фе­дерации. Были проведены многочис­ленные обсуждения с ассоциациями перевозчиков, бизнес-сообществом, руководителями регионов.

— И все-таки как отнеслись к этой новации в регионах?

— Всеми субъектами Российской Федерации были приняты законы о региональных дорожных фондах, оперативно разработаны норматив­ные акты о порядке использования средств. Регионы не просто проду­блировали положения федерального законодательства, но и изыскали до­полнительные источники пополнения «дорожных кошельков». Сам факт инвентаризации возможностей при­влечения дополнительных средств, не зависящих от налогов или трансфер­тов из федерального бюджета, являет­ся принципиально важным и отражает реальную заинтересованность регио­нов в наведении порядка на дорогах.

— Судя по сайту Росавтодора, в кабинете вы не засиживае­тесь. Красноярск, Сочи, Казань, Санкт-Петербург… Во многих ли подведомственных организа­циях довелось побывать за сто дней руководства?

— Да, уже действительно посетил ряд подведомственных управлений до­рог, до конца года планирую побывать во всех организациях и на всех важней­ших объектах. В машине у меня всегда с собой сапоги и каска. Без этого нельзя. Такой подход можно назвать управле­нием в ручном режиме, но по-другому на нынешнем этапе, уверен, навести порядок в отрасли невозможно.

Беседовал Николай ТАРАСЕНКО

Вместо послесловия

После беседы обратил внимание на необычный портрет на стене рабочего кабинета руководителя Росавтодора.

— Это мой прапрадед георгиевский кавалер Павел Порфирьевич Старовойт с супругой, — с гордостью сооб­щил Роман Старовойт. — Здесь он в форме роты дворцовых гренадер.

Как позже выяснил, в гренадеры по высочайшему указу императора Нико­лая I зачислялись нижние чины Лейб-гвардии, которые в Отечественной во­йне 1812 года «оказали свое мужество, верную службу и усердие». Тогда же подумалось, как здорово, что у чело­века есть возможность брать с кого-то пример и на кого-то равняться на длинной Дороге жизни.

Фото: Игоря Самохвалова “РФ-СЕГОДНЯ»

Читайте нас в Дзен
Просмотров 5307