С конструктивизмом в Москве не церемонятся
Место построенной в 1929 году АТС займёт элитное жильё
Здание Таганской автоматической телефонной станции, построенное на изломе Покровского бульвара в конце 1920-х годов, начали сносить для того, чтобы возвести на месте образца позднего конструктивизма элитное жильё. Действия девелопера вызвали протесты архитекторов, градозащитников и местных жителей.
Под петицией мэру Москвы Сергею Собянину на сайте Change.org о спасении здания подписалось 4,5 тысяч человек. 21 апреля в 19:30 у здания АТС должен состояться народный сход в формате встречи с муниципальными депутатами Евгением Будником и Ильёй Свиридовым.
Югендстиль без компромиссов
Здание для АТС построено в 1929 году по проекту Василия Мартыновича. Это одна из последних работ умершего в 1933-м архитектора. В те времена, когда все телефонные номера в Москве начинались не с цифрового кода, а с букв, эта станция отвечала за «Г».Вокруг уже вовсю идёт подготовка к сносу — вырублены деревья, собрано ограждение. Так совпало, что активные работы начались 18 апреля — в Международный день памятников и исторических мест. Снесены некапитальные металлические складские пристройки во внутреннем дворе телефонной станции.
На фасад водружён инфощит, согласно которому по адресу: Покровский бульвар, владение 5, строение ½, построят апарт-отель с подземной автостоянкой. Начало строительства запланировано на второй квартал этого года, а окончание — уже на третий 2017-го. На рендере — семиэтажное здание, имитирующее архитектуру модерна. Его спроектировало архитектурное бюро «Мезонпроект» во главе с Александрой Кузьминой, дочерью главного архитектора Москвы в 1996-2012 годах Александра Кузьмина.
«Элегантное здание в югендстиле выходит богатыми фасадами на две улицы — Покровский бульвар и Казарменный переулок… Новый проект премиум класса в центре Москвы предлагает 45 апартаментов с исключительной атмосферой роскоши, комфорта и приватности. В доме воплощены идеально выверенные решения, без ограничений и компромиссов, в области строительства и инженерии…», — говорится в рекламных материалах на сайте компании-застройщика (орфография и пунктуация сохранены).
Инвестиционная стоимость проекта — 1,3 миллиарда рублей.
Без декора — не наследие
По мнению директора Музея архитектуры имени Щусева Ирины Коробьиной, советский конструктивизм — это главный вклад России в мировую культуру прошлого века. В 20-е — 30-е наши архитекторы оказались в авангарде мирового архитектурного процесса, чего не было ни до, ни после.Заявку в Москомархитектуру о постановке здания на охрану в сентябре прошлого года написала при поддержке «Архнадзора» старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова. Ответа вместо положенных 90 дней она ожидала почти полгода.
Таганская АТС числилась в списке «объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия» до восьмого февраля этого года, когда её оттуда вычеркнуло Москомнаследие. Тогда же чиновники окончательно отказали зданию в статусе объекта культурного наследия.
В тексте, подписанном начальником управления государственного учёта и экспертизы объектов культурного наследия Ольгой Захаровой, даётся объяснение: «Фасады имеют подчёркнуто утилитарный характер, — на главном фасаде, обращённом к Покровскому бульвару, расположены узкие окна технических помещений АТС. Остальные фасады здания прорезаны почти квадратными окнами без декоративных элементов. Таким образом, ценных декоративных и архитектурно-художественных элементов здание не имеет».
С 30 декабря 2015 года появились новые критерии, по которым здания в Москве могут признаваться памятниками. Теперь объектом культурного наследия может стать только дом, который получит более 200 баллов. Таганская АТС набрала 176.
Понимания того, что образцы конструктивистской архитектуры имеют значительную ценность, у наших властей и многих представителей архитектурного сообщества до сих пор нет, сказала «Парламентской газете» историк архитектуры, профессор МАрхИ Наталья Душкина. Даже те здания эпохи авангарда, которые охраняются государством — в 95 процентах случаев памятники не федерального, а регионального значения.
При новой балльной системе, когда идёт речь о том, чтобы придать тому или иному зданию охранный статус, образцы конструктивизма оказываются в заведомо проигрышной ситуации — просто из-за их достаточно «юного» возраста, объясняет эксперт. Другой «минус» конструктивизма — в отсутствии декоративных деталей, свойственном этому стилю. Без статуса памятника строения 1920-30-х годов оказываются абсолютно незащищёнными, а им на смену приходит архитектура худшего качества, добавляет Душкина.
Здание оказалось ненужным ОАО «МГТС» после того, как то модернизировало телефонные сети: если когда-то телефонная станция занимала здание, то теперь помещается в шкаф.
Борьба за сохранение началась не сегодня и не вчера, но почему-то почти не выходила за пределы архитектурного сообщества. Муниципальный депутат Басманного района Евгений Будник забил тревогу 13 апреля в «Живом журнале». Из документов, сканы которых он опубликовал в своём блоге, следует, что решение о сносе принято ещё в 2012 году. Тогда же оформлен градостроительный план земельного участка — Правительство Москвы разрешило строить на месте АТС здание высотой до 183,7 метра. При этом предельная застроенность не установлена.
Неравная замена
АТС на Покровском оказалась одним из 195 зданий, проданных МГТС финансовой корпорации «Система», которая создала для управления ими компанию «Рент-Недвижимость». Застройщиком выступает другая «дочка» АФК «Система» — «Лидер Инвест».В апреле 2013 года депутат Госдумы Александр Агеев направлял запрос о судьбе здания руководителю столичного комитета по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства Константину Тимофееву. Правда, тогда ещё речь шла не о сносе, а перепрофилировании под гостиницу.
«Исчезнет ещё один осколочек двадцатых годов, и нам ничего не останется, как посетовать об этом. А те, кто не понимает его истинной ценности, вам ответят, что с лица города убрали ещё один пример сомнительной архитектуры», — говорит вице-президент Союза московских архитекторов Андрей Таранов.
«Здания такого типа рассчитаны на размещение технологического оборудования, требующего поддержание низкой температуры, поэтому обладают высокими потолками (~около 4,6 метров) и нестандартными узкими окнами, перекрытиями для высоких нагрузок (от 600 до 900 кг/кв. м). Подобные технические характеристики существенно ограничивают возможность сохранения объектов путем изменения их функционального назначения, а в данном случае полностью исключают такой вариант», — рассказали «Мосленте» в пресс-службе компании «Лидер Инвест».
Адаптировать здание под новые нужды безвозмездно предлагал архитектор Николай Лызлов, но застройщику это было неинтересно. «Спрятаны все документы, и мы не можем пойти в архив и взять планы, чтобы сделать какое-то достойное предложение. При этом заверения Александры Кузьминой в том, что нельзя реконструировать здание, я считаю абсолютно голословными, — сказал Лызлов онлайн-журналу «Стрелка».
По оценке Натальи Душкиной, то, что предлагается построить на Покровском бульваре взамен АТС, заведомо проигрывает в архитектурном плане, и это останется на совести у проектировщиков.
«Таганская АТС — очень характерный и хорошо сохранившийся образец конструктивистской архитектуры девяностолетней давности. Сносить ее — преступление, — написал на своей странице в Facebook архитектор Максим Атаянц. — Мне кажется важным это сказать, в особенности потому, что я, некоторым образом, не очень разделяю идеалы конструктивизма».
Деконструктивизм
Таганская АТС — далеко не единственное здание эпохи авангарда, которое должно пойти под ковш бульдозера в Москве. Охранный статус не спас от почти полной реконструкции здание школы, в которой учились Зоя и Александр Космодемьянские. Вместо неё теперь — бетонный новодел. Элитные восьмиэтажные апартаменты уже вовсю возводятся на Серпуховском Валу на месте АТС 1932 года постройки, отремонтированной, а затем снесённой в конце марта прошлого года. Наибольшие опасения градозащитников сейчас вызывает судьба здания школы №600 в районе Шаболовки, а также жилых домов на Погодинской улице.Рассчитанная на 2400 учащихся школа построена 1929-1935 годах на Хавской улице по проекту архитекторов Антонова и Антипова. Как объясняет Александра Селиванова, здание воплотило лучшие черты конструктивизма и постконструктивизма 1930-х годов, оно образует единый ансамбль с Шуховской башней. В 1939 году проект школы даже был представлен на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Здесь бывали в гостях Индира Ганди, Джавахарлал Неру, Мария Ульянова, Никита Хрущёв.
Сейчас школа обладает статусом исторически ценного градоформирующего объекта, который не защищает её ни от реконструкции, ни от сноса. В 2012 году Российская академия образования направила в столичное правительство обращение с просьбой изыскать возможность размещения на данном земельном участке многофункционального жилого комплекса с подземной автостоянкой общей площадью 43,4 тысяч квадратных метров.
Конструктивистский квартал на Погодинской улице построен в конце 1920-х. Эти жилые дома образуют ансамбль с клубом «Каучук» Константина Мельникова. Дома признали аварийными, жильцов отселили еще при Юрии Лужкове. Планы компании «Донстрой» не поменяло даже решение Комиссии по градостроительной деятельности мэрии Москвы в ноябре 2012 года. «Погодинская» тогда попала в список из семи конструктивистских посёлков, которые должны быть сохранены из-за их историко-архитектурной ценности. А в конце 2015-го был выдан ордер ОАТИ на снос комплекса на Погодинской улице.
Медленно разваливается в двух шагах от американского посольства дом-коммуна Наркомфина на Новинском бульваре. Вместо комнат в нём были спроектированы Моисеем Гинзбургом двухуровневые ячейки, а вместо индивидуальных кухонь — общая фабрика-кухня. Из-за аварийного состояния уже три раза здание включалось в список «100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение».
Положительных примеров сохранения памятников авангарда, увы, немного. Весной 2015-го закончилась продолжавшаяся 2,5 года реставрация Дома культуры имени Русакова на Стромынке, где сейчас находится Театр Романа Виктюка. Дом-коммуна на улице Орджоникидзе, в котором находится общежитие МИСиС, не реставрирован, но реконструирован. Работы завершены в начале апреля.