За недострой накажут рублём
Повышение налогов заставит владельцев земельных участков скорее завершать строительство
Летом Госдума приняла закон об изъятии земель сельхозназначения в случае их ненадлежащего использования. Теперь законодатели задумались о целевой эксплуатации участков, предоставленных для жилищного строительства. Сколько станут платить за землю собственники, которые долго строят дома и их не регистрируют?
Частную недвижимость выведут из тени
В Минэкономразвития не зря обратили внимание на сложившуюся практику, когда граждане и компании не оформляют в собственность здания на своих участках: в кадастре недвижимости не указаны правообладатели почти сорока процентов таких объектов, что, естественно, убыточно для бюджета.
«Внесённый в Госдуму законопроект Минэкономразвития обяжет собственников земель, не зарегистрировавших дома на них или не завершивших строительство, платить налог с учётом коэффициента 2 в течение десяти лет (если общая площадь строительства составляет от 500 тысяч до одного миллиона квадратных метров), и в течение пятнадцати лет, если документацией по планировке территории предусмотрено строительство домов общей площадью свыше одного миллиона квадратных метров, – рассказал первый зампред Комиссии Общественной палаты РФ по социальной сфере и ЖКХ Артём Кирьянов в пресс-центре «Парламентской газеты». – А собственники участков под индивидуальную застройку по-прежнему будут платить налог с коэффициентом 2 по истечении десяти лет с даты госрегистрации прав на земельный участок вплоть до месяца регистрации дома».
С «легализацией» прав собственности на объекты жилого фонда ситуация понятна – сегодня некоторые граждане годами не уплачивают налог на имущество физлиц: разрешение на возведение дома выдаётся на 10 лет и по завершении строительства многие не спешат осуществлять госрегистрацию права собственности на построенные объекты.
Не так однозначна инициатива о повышении коэффициентов при налогообложении земельных участков, на которых расположены объекты незавершённого жилищного строительства. В Общественной палате полагают, что её стоит распространять только на юридических лиц – там и масштабы больше, и ситуация со строительством яснее. «С физлицами надо быть аккуратнее. Тем более что Налоговый кодекс уже и так предполагает налог на недострой в размере от 0,1 до 0,3 процента от кадастровой стоимости недвижимости, цена которой не превышает 300 миллионов рублей», – напомнил Кирьянов.
Но в любом случае объекты незавершённого строительства нужно регистрировать, кроме того, должна быть проведена кадастровая оценка стоимости земли. И здесь кроется ещё одна проблема, решать которую, по мнению первого зампреда Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерия Гартунга, необходимо в первую очередь.
«Кадастровая оценка сегодня зачастую устанавливается несправедливо. Собственники опротестовывают её, суды занижают её до рыночной стоимости в десятки и даже в сотни раз. Однако спустя время, при установлении новой кадастровой стоимости, решение суда не принимается во внимание. Так что прежде, чем повышать ставку земельного налога, нужно устранить этот законодательный пробел», – уверен Гартунг.
Вместо налогов проще повысить штрафы
С тем, что сегодня необходимо стимулировать целевое использование земельных участков, согласен первый зампред Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков. Правда, по его мнению, нужно повышать не налоги, а штрафы.
«В Налоговом кодексе сказано, что сборы должны иметь экономическое обоснование. То есть их можно повышать в зависимости от увеличения стоимости имущества, но не от времени приобретения земельного участка», – указал на противоречие депутат. Более того, он убеждён, что если закон будет принят, суд признает его неконституционным. «Увеличение административных штрафов в этом случае было бы разумнее», – говорит он.
Кроме того, возникают вопросы и к применению закона, поскольку у нас есть проблемы в регулировании незавершённого строительства. Закон не определяет критерии, согласно которым орган госвласти должен обратиться в суд с требованием о продаже такого недостроя, напоминает член Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Сысоев (ЛДПР). «Можно повысить налог, но его просто не будут платить. К тому же возникнут проблемы с поиском покупателей на недостроенные объекты», – считает парламентарий.
Повышение сборов за недострой должно также мотивировать застройщиков соблюдать сроки реализации своих проектов. С другой стороны, есть опасения, что из-за сильного давления девелоперы будут закладывать чрезмерно большие сроки под строительство домов. «Сейчас проблема заключается в том, что, когда дольщики получают ключи от квартиры, они не могут зарегистрировать собственность, потому что истёк срок разрешения на строительство. В этом плане законодателям нужно подумать об увеличении срока аренды участков для долевого строительства многоквартирных домов», – считает Валерий Гартунг. Впрочем, новый налог вряд ли подстегнёт девелоперов: законом уже предусмотрены меры ответственности для тех случаев, когда квартиры не переданы дольщикам в срок. И штрафы для застройщиков будут ощутимее, чем сборы, говорят эксперты.
В развитых странах, как известно, основу местных бюджетов составляют именно налоги на недвижимость. Приведёт ли правительственная инициатива к серьёзному увеличению налоговых поступлений в России, узнаем уже скоро – если закон будет принят, он вступит в силу 1 января 2017 года.
Ещё материалы: Валерий Гартунг