Золотые горы или реальные знания?
В современном мире все больше просветительских услуг предлагаются в онлайн-формате. Это открывает новые возможности для распространения знаний и обмена опытом, но также создает риски для потребителей.
Одной из главных проблем является обилие курсов и программ, которые обещают гарантированный результат. Блогеры и организаторы курсов часто обещают своим подписчикам увеличение благосостояния, исполнение желаний и другие нереалистичные результаты. Такая реклама формирует у людей завышенные ожидания, которые могут не оправдаться.
Кроме того, потребители рекламы могут сталкиваться со смешением просветительской деятельности и образовательной деятельности, в том числе платной. Это может привести к тому, что потребители будут ожидать от просветительских курсов тех же результатов, что и от образовательных программ.
Законопроект о просветительской деятельности: защита прав потребителей и формирование положительного общественного мнения
Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации уделяет особое внимание вопросам просветительской деятельности, которая осуществляется в онлайн-формате. В связи с этим мною вместе с коллегами был разработан законопроект, который обеспечит дополнительное информирование потребителей о характере предлагаемых услуг и минимизирует возможность злоупотребления их доверием со стороны организаторов.
Законопроект предусматривает ряд мер, направленных на защиту прав граждан и формирование положительного общественного мнения о просветительской деятельности. В частности, предлагается запретить использование в рекламе просветительской деятельности гарантий или заявлений, создающих у потребителей впечатление о гарантированном получении или увеличении заработка или иного дохода от участия в просветительской деятельности.
Информационное предупреждение
Предлагается дифференцировать просветительскую деятельность и образовательную деятельность, обязав включать в рекламу просветительской деятельности предупреждение о том, что объект рекламирования не относится к образовательной деятельности.
Эти меры позволят потребителям лучше понимать характер предлагаемых услуг и принимать обоснованные решения о своем участии в просветительских программах.
Важно отметить, что требования законопроекта не затрагивают просветительскую деятельность, осуществляемую организатором просветительской деятельности, являющимся органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, уполномоченной указанными органами, а также осуществляемую полностью или частично за счет средств грантов в форме субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, принятие законопроекта будет способствовать повышению качества и доступности просветительских услуг, а также защите прав потребителей и формированию положительного общественного мнения о просветительской деятельности.
Ещё материалы: Артем Шейкин