«Зелёным» продуктам дали зелёный свет
К ним будут предъявлять повышенные требования на всех стадиях производства — от выращивания сырья до расположения на прилавках
Тема: Пленарное заседание Госдумы 17 марта 2021 года
Фото: Тимур Ханов / ПГ
Подтвердить улучшенное качество продуктов питания производители смогут, выполняя вполне определённые требования. На прилавки магазинов такие товары будут поступать только со специальной маркировкой. Законопроект, регламентирующий выпуск и реализацию экологически чистой или, как её ещё называют, «органической», «зелёной» продукции Госдума приняла в первом чтении 17 марта.
Без кадмия, мышьяка и ртути
Создать «зелёную» торговую марку ещё в 2019 году Правительству поручил президент Владимир Путин. Название для нового бренда выбрали всем миром в октябре прошлого года. В итоге победителем всероссийского онлайн- голосования стал «Зелёный стандарт» (The Green One). Именно так и будут называться улучшенные продукты питания.
Перед тем как проект закона был представлен депутатам, эксперты в течение нескольких месяцев разрабатывали новые ГОСТы для «зелёного стандарта». В частности, для этой продукции:
- ограничили содержание кадмия, мышьяка и ртути в минудобрениях, которые применяются при выращивании сырья;
- ограничили использование в конечном продукте пищевых добавок, антибиотиков и гормональных препаратов;
- прописали условия хранения, транспортировки, маркировки и реализации.
Проект закона «О сельхозпродукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками» обобщил эти требования и регламентировал весь процесс их производства.
«Основная ситуация, которая требует от нас принятия закона, это производство конкурентной продукции нашими отечественными производителями, — отметил председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин, который и представил документ на пленарном заседании. — Тренд мировой политики в этом направлении однозначный. Исходя из этого, и разработана данная инициатива».
При этом депутат отметил, что переходить или нет на «зелёную» продукцию каждый производитель будет решать самостоятельно, а сертификация в рамках нового бренда будет добровольной.
Продукты для богатых?
По оценкам экспертов, сейчас доля органической продукции в России не превышает 0,1 процента. При этом на прилавках магазинов представлено множество товаров с маркировкой «органик», «био» или «эко».
«Дело в том, что многие производители, используя такие маркировки, на самом деле этим требованиям не следуют, — рассказал ранее в интервью ТАСС председатель правления союза органического земледелия Сергей Коршунов. — Введение нового бренда позволит довести долю действительно «зелёной» продукции на рынке до двух процентов».
Россия обещает накормить качественными продуктами не только своих граждан, но и иностранных. Доля продукции под «зелёным брендом» к 2024 году может достичь 10-15 процентов в агроэкспорте, заявил ранее министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.
Однако некоторые эксперты опасаются, что появление нового бренда может увеличить затраты производителей, что, в свою очередь, приведёт и к росту цен на такие продукты. Об этом заявил во время обсуждения документа в Госдуме заместитель председателя думского Комитета по контролю и Регламенту Олег Нилов.
«Чистые продукты — они всегда дороже, чем обычные, — отметил депутат. — Может быть, стоит ограничить торговую наценку на такие продукты? И это будет ещё и дополнительной мотивацией для производства таких продуктов?»
С коллегой согласился и Владимир Кашин: «У нас резерв в 1,5-2 раза к цене в рознице используют всякие прилипалы, которые вообще никакого отношения не имеют к производству таких товаров. Поэтому нам надо работать в этой дельте», — отметил депутат.
Однако опасения парламентариев не разделили в Минсельхозе: «Президент сказал, что это должна быть продукция массового производства. А раз массовая — значит, с сохранением гарантированной цены», — заявил на пленарном заседании замглавы ведомства Иван Лебедев.
Если законопроект будет принят, первые «улучшенные» продукты поступят в массовую продажу в начале следующего года.