Законопроект о реформе местного самоуправления приняли в первом чтении
Согласно документу, муниципалитеты низового уровня могут быть упразднены, а губернаторы получат право увольнять мэров за ненадлежащее исполнение обязанностей
Тема: Пленарное заседание Госдумы 25 января 2022 года
Законопроект: № 40361-8
Муниципалитеты низового уровня — городские и сельские поселения — могут быть упразднены, а губернаторам могут дать право увольнять мэров за ненадлежащее исполнение обязанностей. При этом для всех должностных лиц на местном уровне предложили установить пятилетний срок полномочий. Такой законопроект (№ 40361-8) об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти принят в первом чтении 25 января на пленарном заседании Госдумы.
Документ внесли в Госдуму председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников и глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. Он разработан в развитие норм обновлённой Конституции и направлен на совершенствование организации местного самоуправления.
«Предлагаемая инициатива — следующий этап в выстраивании единой системы публичной власти в стране», — отметил Крашенинников. Он напомнил, что 21 декабря прошлого года президент подписал закон об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ.
Действующий закон об общих принципах организации местного самоуправления менялся 186 раз и превратился «в лоскутное одеяло», отметил политик. В связи с этим разработали новый закон.
«Одна из новелл данного закона — переход на полностью одноуровневую систему организации местного самоуправления», — сказал политик. Сейчас, по его словам, существуют восемь видов муниципальных образований. Есть так называемые «матрёшечные» — это муниципальный район, в который входят городские и сельские поселения и городской округ, разделённый на внутригородские районы.
Предлагается оставить три вида муниципальных образований. Основное деление будет на городские и муниципальные округа, пояснил депутат. С учётом особенностей организации городского хозяйства в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — как вид муниципальных образований сохраняются внутригородские территории.
Предлагаемая одноуровневая система должна укрепить финансовую основу деятельности органов местного самоуправления. Кроме того, новый подход закладывает принцип привязки местных органов власти к населению, считает Крашенинников.
«Мы предполагаем уйти от бесконечного перераспределения полномочий между администрациями поселений и муниципальных районов и городских округов», — сказал Крашенинников. Органы местного самоуправления не должны быть вещью в себе, их задача решать местные вопросы, которых бесконечное множество, уверен он.
Законопроект предполагает сокращение не меньше чем в два раза количества муниципальных образований. «Впрочем, это будет решаться законами субъектов РФ», — добавил Крашенинников. Сейчас, по его словам, более 20 тысяч муниципалитетов. «Однако сегодня не хватает не только финансов, но кадров и для эффективного решения вопросов на местах. В подавляющем числе случаев администрации поселения всё равно переадресуют вопросы на уровень выше, а муниципальный район также часто не горит желанием взваливать на себя дополнительные полномочия и ответственность», — пояснил Крашенинников.
В итоге часто граждане, по его словам, не знают, куда идти для решения каких-либо проблем, и местное самоуправление как инструмент для решения местных вопросов не всегда работает удовлетворительно.
Общая структура органов местного самоуправления, исходя из норм законопроекта, остаётся неизменной. Она состоит из представительного органа муниципального образования (например, Совета депутатов), главы муниципального образования, местной администрации. Также в муниципалитете может быть создан, к примеру, контрольно-счётный орган.
Проект устанавливает, что формирование представительного органа происходит только через выборы. Глава муниципалитета избирается либо на муниципальных выборах, либо Советом. В последнем случае его выбирают из состава депутатов или из числа кандидатов, представленных губернатором.
Для всех должностных лиц местного самоуправления, в том числе мэров, устанавливается единый срок полномочий — пять лет. Речь идёт о выборных или заключивших контракт лицах, которые наделены полномочиями «по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения или по организации деятельности органа местного самоуправления», говорится в инициативе.
Важно, что в соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность, сообщил Крашенинников. Статус главы местной администрации также предлагается укрепить — предусматривается, что он замещает муниципальную должность.
Ответственность глав муниципалитетов и глав местных администраций перед губернатором усиливается. В числе оснований, чтобы отправить главу муниципального образования в отставку, — «систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые закреплены указами Президента РФ».
С такой инициативой губернатор вправе обратиться к местным депутатам. Также он может вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципалитета и руководителю местной администрации, если полномочия исполняются плохо или в неполном объёме.
Если в течение месяца глава местной администрации или глава муниципалитета не примет меры для устранения причин, которые послужили основанием для выговора, то глава субъекта вправе отрешить от должности такого руководителя. Если глава муниципалитета избран представительным органом из своего состава и является его председателем, то их сроки полномочий синхронизируются. Соответственно, при досрочном прекращении полномочий Совета такой глава также уходит в отставку.
За городскими и муниципальными округами закрепляется одинаковый объём неотъемлемых полномочий, которые направлены на непосредственное решение местных задач. «Это, например, вопросы бюджета, благоустройства, развития внутригородских территорий», — пояснил Крашенинников.
Вместе с тем регион может принять решение о перераспределении некоторых полномочий (кроме неотъемлемых) в конкретном муниципалитете и реализации их на региональном уровне. Например, это может касаться разработки программ развития коммунальной и транспортной инфраструктуры.
В целом проект уточняет компетенции органов местного самоуправления. «Основной критерий состоит в том, что за полномочиями должны следовать соответствующие финансы, и, если регион понимает, что полномочия в рамках местного бюджета органы местного самоуправления выполнить не в состоянии, передавать их нельзя», — отметил Крашенинников.
Предполагается, что основная часть положений законопроекта вступит в силу с 1 января 2023 года. При этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период.
За законопроект из 373 проголосовавших отдали свои голоса 294 депутата, против — 77, воздержались — 2.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.