Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Законопроект о маркетплейсах планируют рассмотреть в первом чтении в мае

А окончательно принять его могут уже в сентябре-октябре 2024 года

27.04.2024 00:00

Автор: Николай Козин

Законопроект: № 568223-8

Законопроект о маркетплейсах планируют рассмотреть в первом чтении в мае
  © freepik.com

Законопроект о маркетплейсах, который предлагает закрепить права и обязанности интернет-платформ, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов, рассчитывают принять во втором и третьем чтениях уже осенью — в сентябре или октябре. Об этом «Парламентской газете» сообщил председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.

«Покупатели не поймут, куда им жаловаться»

Напомним: законопроект «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» внесли на обсуждение в Государственную Думу в начале марта глава Комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов и глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Документ предлагает закрепить права и обязанности интернет-платформ, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. 

«Суть законопроекта — урегулирование деятельности маркетплейсов таким образом, чтобы обеспечить баланс интересов покупателей, поставщиков и маркетплейсов в части условий взаимодействия, в том числе по вопросам, связанным с качеством товара», — сообщил «Парламентской газете» Андрей Кутепов.

Кроме того, добавил он, задача состоит в том, чтобы встроить маркетплейсы в сегменты торговли и доставки.

Решением этих проблем и должен стать будущий закон, который позволит найти баланс между всеми участниками рынка: самими маркетплейсами, покупателями и продавцами — как в части качества товара, так и в части наиболее выгодных и равноправных условий сотрудничества. Особенно важно это в условиях экспансивного роста интернет-торговли: так, в феврале 2024 года ТАСС со ссылкой на Ассоциацию компаний интернет-торговли сообщал, что ее объем по итогам 2023 года увеличился на 28 процентов и составил почти шесть с половиной триллионов рублей. При этом покупают и продают через сеть практически все, что угодно: от цифровых товаров и бытовой техники (18 процентов в общем объеме покупок за 2023 год) до мебели и товаров для дома (15,4 процента), одежды и обуви (14,6 процента), продуктов питания (11 процентов) и так далее.

Так, одно из предложений авторов — отменить обязательную плату покупателя за возврат товара. Кроме того, законопроект устанавливает, что в тех случаях, когда маркетплейс является продавцом собственного товара, распространяется требование законодательства о защите прав потребителей. Это значит, что потребитель может предъявить все предусмотренные законодательством требования маркетплейсу. А в отношении товаров других продавцов, где маркетплейс выступает как витрина, ответственность несет продавец товаров.

Касперская рассказала, при каких условиях заблокируют смартфоны россиян

«Желание сохранить все как есть понятно»

Разработка законопроекта спровоцировала дискуссии между его инициаторами и сообществом интернет-торговли. Так, 23 апреля Ассоциация компаний интернет-торговли вместе с Ассоциацией представителей электронной торговли Сибири предложили внести в существующий текст ряд принципиальных поправок. Список предложений (есть в распоряжении «Парламентской газеты») состоит из девятнадцати пунктов, каждый из которых затрагивает ту или иную сторону обсуждаемого законопроекта.

К примеру, бизнес и продавцы просят не вводить на маркетплейсах запрет на продажу товаров и продукции, свободный оборот которых в России запрещен или ограничен (например, лекарств), отменить запрет на платежи за возврат товара. Ряд статей в ассоциации предложили оставить, но переформулировать — к примеру, статью, в которой устанавливается требование в обязательном порядке проверять возраст покупателя, если он пытается посмотреть на маркетплейсе карточку того или иного товара, на который установлены возрастные ограничения. Подходящей альтернативой в АКИТ видят показ предупреждений о том, что тот или иной товар имеет возрастные ограничения.

В Госдуме между тем «Парламентской газете» дали ясно понять — установления новых правил игры избежать не получится и идти маркетплейсам на тотальные уступки никто не планирует.

«Аргументы их понятны: желание ничего не менять, сохраняя свое монопольное доминирующее положение как перед владельцами ПВЗ, так и перед теми, кто непосредственно размещает товары на маркетплейсах, — подчеркнул Владимир Гутенев. — Огромная наценка, безответственность за качество товара, способность в удобное для себя время менять те или иные условия, плюс несогласованные рекламные акции и многое-многое другое наряду с огромным ростом объемов реализации — все это заставляет относиться к маркетплейсам крайне серьезно, чтобы обеспечить баланс между всеми заинтересованными сторонами».

О том, что законопроект нуждается в доработке, заявляют, впрочем, не только представители маркетплейсов. Так, по словам председателя Союза потребителей России Петра Шелища, ко второму чтению его следует дополнить несколькими важными пунктами — в частности, регламентировать не только продажу маркетплейсами товаров, но и оказание услуг.

«Понятие агрегатора информации в Законе РФ «О защите прав потребителей» определено применительно не только к товарам, но и к услугам. Исключение услуг из области применения данного законопроекта оставит нерешенной задачу правового регулирования взаимодействия владельцев агрегаторов с потребителями и исполнителями услуг такси, продажи билетов и подписок, финансовых, образовательных, медицинских и иных услуг массового спроса. Предлагаем рассмотреть вопрос о целесообразности включения такой задачи в предмет регулирования данного проекта», — уточнил Шелищ.

Еще одна рекомендация союза — обязать маркетплейсы-витрины предоставлять покупателям максимально полную информацию о продавцах, включая электронную почту для связи, а также принимать максимальные меры для того, чтобы все жалобы, вопросы и обращения дошли до адресата. В целом же союз оценивает законопроект положительно и также подчеркивает его важность.

«Данный законопроект направлен на устранение пробелов в законодательном регулировании деятельности владельцев агрегаторов информации о товарах, — пояснил Петр Шелищ. — Отсутствие специального регулирования этой деятельности способствовало опережающему росту ее объема и роли в обеспечении населения товарами. Однако в этом процессе проявились и масштабировались негативные последствия таких пробелов для основных контрагентов владельцев агрегаторов — потребителей, продавцов товаров, исполнителей логистических услуг».

Читайте также:

• Маркировка автозапчастей: к чему готовиться автомобилистам

В то же время Владимир Гутенев отметил, что со всеми предложениями, конечно, ознакомятся, и те из них, которые действительно приведут к улучшению законодательства, возьмут на заметку.

«Любые предложения, которые к нам поступают, мы в обязательном порядке рассматриваем с привлечением экспертного сообщества, — заключил Гутенев. — В него входят в том числе и представители крупных торговых структур, и Общества защиты прав потребителей, и других организаций. Сохранить баланс прежде всего в интересах граждан — наша основная задача. Что же касается мнения комитета, то оно будет базироваться на мнении экспертного сообщества».

Сам законопроект, отметил Гутенев, рассчитывают рассмотреть в первом чтении уже в течение мая.

«У нас на рассмотрении находится сразу несколько законопроектов о маркетплейсах, — пояснил парламентарий. — Есть среди них и более радикальные, есть и достаточно сбалансированные. Сейчас мы собираем отзывы, в том числе ждем отзыва от Правительства. Но время их подачи уже фактически завершилось. И если мы получим положительные концептуальные отзывы, которые позволят принять законопроект в первом чтении с внесением ряда поправок ко второму, то, я думаю, вполне возможно, что уже до конца мая мы это сделаем. А в сентябре-октябре примем уже во втором и третьем чтениях».

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.