Пленарное заседание Государственной Думы

16:12Володин посоветовал губернаторам быть в повестке развития страны

16:08Госдума приняла проект федерального бюджета во втором чтении

13:26Депутат Макаров заявил о беспрецедентном росте расходов бюджета на культуру

Закон о СМИ-иноагентах изменят

Поправки, подготовленные парламентариями, вводят другие штрафы для зарубежных массмедиа

Тема: Иностранные «Голоса» оказались агентами

29.11.2017 00:00

Закон о СМИ-иноагентах изменят

Фото: ПГ / Юрий Паршинцев

25 ноября президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон об иностранных СМИ, выполняющих функции иностранных агентов. СМИ приравняли к НКО-иноагентам: их реестр так же будет вести Минюст, их так же будут штрафовать за нарушения закона. Однако введенная ранее норма о наказании имеет недостатки, рассказал в интервью «Парламентской газете» один из авторов законопроекта, глава Комитета Совфеда по госстроительству Андрей Клишас.

Андрей Александрович, в соавторстве с депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым Вы внесли в парламент законопроект об установлении административной ответственности за нарушение порядка деятельности иностранных СМИ, выполняющих функции иностранных агентов.  Какая основная цель предлагаемых изменений?

- Предлагаемая инициатива направлена на реализацию подписанного Президентом РФ В.В. Путиным 25 ноября 2017 года Федерального закона об иностранных СМИ, выполняющих функции иностранных агентов.

Принятие специальных правовых норм для иностранных СМИ позволяет учесть особенности их деятельности и гарантировать соблюдение конституционных прав.

Целью введения предлагаемых законопроектом санкций является превентивное использование юридических средств. Поэтому размер административного штрафа значительно ниже по сравнению с Законом США, который также предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет. Предлагаемые меры скорее ориентируют на предупреждение неправомерных действий в отношении российских СМИ со стороны иностранных государств, на территории которых их деятельность ограничивается.

Действующие положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают административную ответственность за несоблюдение законодательства некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранных агентов. Существенно ли отличаются предлагаемые изменения от действующих в отношении НКО-иноагентов норм?

- Да, такие отличия предусмотрены с учетом специфики признаков и содержания состава административного правонарушения.

Так, НКО в отличие от СМИ признаются выполняющими функции иностранного агента, если они участвуют в политической деятельности. Для СМИ-иноагентов участие в политической деятельности не является определяющим. Вместе с этим СМИ, безусловно, хоть и опосредовано, но могут оказывать влияние на выработку и реализацию государственной политики, на решения и действия органов публичной власти.

Что касается субъекта правонарушения, то при нарушениях со стороны НКО к ответственности привлекаются должностные лица зарегистрированной организации и юридические лица — некоммерческие организации. Закон о СМИ-иноагентах к числу организаций, выполняющих функции иностранного агента, относит как зарегистрированные юридические лица, так и иностранные структуры без образования юридического лица. Поэтому особенностью предлагаемых изменений является возможность привлечения к ответственности за несоблюдение законодательства как юридических лиц и их должностных лиц, так и физических лиц.

Субъективную сторону состава административного правонарушения для НКО составляет деятельность без включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, для иностранного СМИ — нарушение порядка деятельности, установленного уполномоченным органом.

Существенные различия имеет и размер санкций за совершение правонарушений.

Законопроектом предлагается дифференцировать размер административного штрафа. Почему выбран такой подход?

-  Предлагаемый законопроектом подход обусловлен обязательностью соблюдения принципа соразмерности последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, и степенью общественной опасности.

Введенная ранее норма об административной ответственности НКО-иноагентов имела определенные недостатки. Конституционный Суд признал эту норму несоответствующей Конституции РФ, поскольку был нарушен принцип соразмерности.

Для устранения данного противоречия Федеральным законом 2014 года № 515-ФЗ внесены  изменения, в соответствии с которыми при наличии исключительных обстоятельств судья может назначить наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей нормой Кодекса (части 22 и 32 статьи 4.1 КоАП РФ). 

Минюст определит СМИ-иноагентов с помощью генпрокуратуры

Данная норма может применяться и в отношении СМИ-иноагентов. Кроме того, размер административного штрафа в соответствии с законопроектом для физических лиц составит 10 тыс. рублей, для должностных лиц — 50 тысяч рублей. Тогда как для НКО-иноагентов его минимальный размер составляет 100 тысяч рублей. Таким образом, размер штрафа в рассматриваемом законопроекте в два раза ниже санкций, предусмотренных для НКО-иноагентов. Вместе с этим за повторное или грубое (более двух раз в течение года) нарушение порядка деятельности предлагается установить штрафные санкции в повышенном размере. Установление значительных по размеру административных штрафов согласно правовым позициям Конституционного Суда не выходит за пределы полномочий федерального законодателя, который вправе предусматривать их за посягательства на общественные отношения, которые нуждаются в повышенной защите со стороны государства.

Полагаем, что предлагаемый подход позволяет учитывать характер правонарушений, степень их общественной опасности, причины и условия совершения, а также личность правонарушителя и степень его вины, с тем чтобы гарантировать соразмерность порождаемых последствий.

Приведенные доводы свидетельствует о существенной проработке законодателем подходов к регулированию вопросов деятельности организаций, выполняющих функции иностранного агента. В какой части нормы об административной ответственности НКО не претерпели существенных изменений при регулировании вопросов деятельности СМИ?

- Это нормы о маркировке распространяемой информации. Общим признаком административного правонарушения, применимым как к деятельности НКО, так и к СМИ, является распространение информационных материалов без маркировки, информирующей о том, что они созданы или  распространяются организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 3594