За высадку инвалидов на мороз водителей накажут рублем
Несовершеннолетних безбилетников и забывших дома удостоверения инвалидов первой группы запрещено выдворять из общественного транспорта, но такое еще случается
Пассажиры, которых по закону нельзя высаживать из общественного транспорта, все же иногда становятся жертвами чрезмерно бдительных людей за баранкой или контролеров. Как раз для таких случаев в Госдуме предлагают взыскивать с допустивших промашку в отношении инвалидов первой группы водителей пять тысяч рублей, а для должностных лиц предусмотреть более солидные штрафы — от двадцати до тридцати тысяч. Такой законопроект депутаты фракции ЛДПР планируют внести 10 ноября, сообщил «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Копия документа имеется в распоряжении редакции.
Выгнал из трамвая в ночь
По действующим нормам взрослый человек, отказавшийся оплачивать проезд, равно как и перевозку следующих вместе с ним детей и багажа, обязан покинуть салон вместе с отпрысками и поклажей на ближайшей остановке. Вместе с тем Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (№ 259-ФЗ) такую меру принудительного воздействия не распространяет на школьников, не достигших шестнадцати лет, следующих без сопровождения.
Вроде все просто и ясно, но шоферское правосознание не во всех регионах находится на должном высоком уровне. Как сообщает Telegram-канал информцентра Следственного комитета, 7 ноября в Саратове водитель высадил ночью из автобуса 12-летнего мальчика после того, как обнаружились проблемы с оплатой по карте через валидатор. Подростку пришлось пешком добираться до дома в темноте. Проверку информации о нарушении прав малолетнего пассажира поставил на контроль глава СК Александр Бастрыкин.
Судя по сообщениям СМИ, неуместную принципиальность шоферы проявляют и в отношении инвалидов. Так, в 2021 году в Санкт-Петербурге водитель маршрутки решил, что человеку с ДЦП не место в его автобусе. Он попытался высадить инвалида, но в результате был уволен за некорректное поведение.
Чтобы раз и навсегда снять скандальную тему с повестки, Госдума в июле этого года приняла закон, запрещающий принудительно высаживать из общественного транспорта за безбилетный проезд не только школьников, но и инвалидов первой группы, следующих без сопровождающего и отказывающихся от оплаты проезда. Закон вступит в силу 1 сентября 2024 года.
Как пояснял зампредседателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев, эту инициативу разработали после многочисленных обращений инвалидов, которые были вынуждены покинуть общественный транспорт из-за отсутствия документа, подтверждающего право на бесплатный проезд. Закон, по его словам, направлен на гуманистическое воспитание общества. К каждому человеку с тяжелой инвалидностью нужно относиться с уважением, особенно тем, кто оказывает публичную услугу, добавил депутат.
За это нужно наказывать
Все нужные поправки в Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта приняты, однако люди по-прежнему страдают, отметил в беседе с «Парламентской газетой» Ярослав Нилов. «Такие жалобы поступают в Госдуму, их немного, но они есть», — уточнил депутат.
Он напомнил, что следом за принятием запрета высаживать из автобусов и троллейбусов не оплативших проезд школьников ввели и административную ответственность для водителей и контролеров, нарушающих эту норму. «Размер административного штрафа для водителей сегодня составляет 5 тысяч рублей, а для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей», — отметил он. По мнению парламентария, точно такое же по силе воздействие следует применять, если из общественного транспорта незаконно выталкивают инвалидов первой группы без сопровождения, которые забыли дома нужный документ.
«Если запрещено высаживать эту категорию граждан из общественного транспорта, значит, нужно вводить и ответственность за нарушение нормы по аналогии с той, что действует при нарушении прав несовершеннолетних. Такой законопроект сегодня мы вносим в Государственную Думу», — пояснил соавтор поправок.
При этом депутат не исключает, что, если контролеры и водители не прислушаются к законодателям, штрафы для нарушителей могут увеличить. «В том числе для должностных лиц, которые не инструктируют как следует своих сотрудников. Если сохранять безнаказанность в этом вопросе, ни к чему хорошему это не приведет», — подтвердил Нилов.
Читайте также:
• Правозащитники призывают проверить работу запрета высаживать детей из автобусов
Ещё материалы: Ярослав Нилов, Михаил Терентьев