За выборами установят тотальный общественный контроль
Проведение Единого дня голосования 9 сентября проконтролируют десятки тысяч наблюдателей от общественных палат
Эксперты рассказали, чем запомнятся предстоящие региональные выборы, чем хороши муниципальные фильтры и почему Джигурда и Паук не имеют шансов стать мэрами и губернаторами.
Стабилизация политической системы
До Единого дня голосования 9 сентября осталось чуть меньше месяца, и в 80 регионах России готовятся к выборам депутатов Госдумы, региональных законодательных собраний и горсоветов. Впрочем, основное внимание общественности сосредоточено на губернаторских кампаниях, которые проходят в 22 субъектах Федерации.
Эксперты Общественной палаты провели мониторинг в этих 22 регионах и сравнили данные по нынешним выборам и тем, что проходили раньше. В результате было установлено несколько закономерностей. Во-первых, зафиксировано практически одинаковое количество зарегистрированных кандидатов: если на прошлых выборах избирательные комиссии зарегистрировали 107 человек, то на этих — 103. Во-вторых, практически вдвое (с 75 до 35) снизилось количество кандидатов, снятых в регистрации в процессе кампании.
«Это говорит о нормализации и стабилизации электоральной системы в России», — убеждён член Общественной палаты Максим Григорьев. По мнению эксперта, такие данные красноречиво опровергают тезисы тех, кто утверждает, будто за последние годы уменьшилась политическая конкуренция на губернаторских выборах.
«Практически то же самое, что было у нас пять лет назад, есть и сейчас. С очевидной поправкой на резкое увеличение прозрачности, честности и законности выборов для общественного контроля за этими выборами», — подчеркнул Григорьев, выступая 10 августа на пресс-конференции «Региональные выборы 2018 года: взгляд экспертов и общественников».
Фильтр от клоунов
Наибольшее количество зарегистрированных кандидатов, по данным общественного мониторинга, приходится на партии, активно участвующие в избирательных кампаниях на муниципальном уровне. Например, на губернаторские позиции ЛДПР выдвинула 20 кандидатов, «Единая Россия» — 19, «Справедливая Россия» — 19, КПРФ — 17. Количество кандидатов у непарламентских партий вдвое-втрое меньше: например, от «Партия Роста» за кресло руководителей регионов поборются семь человек, от «Патриотов России» — три, а от «Коммунистов России» — всего два человека. В общей сложности четыре парламентские партии, наиболее активно работающие в регионах, выдвинули 75 человек — против 25 от всех остальных политических сил и движений.
«Приведённые данные с очевидностью демонстрируют, что наибольшее количество зарегистрированных кандидатов приходится на те партии, которые активно работают на муниципальном уровне, ведут долговременную работу. А основное количество принимающих участие в выборах представителей партий — это серьёзные региональные политики, за которыми стоят ведущие политические силы страны», — отметил Максим Григорьев.
Муниципальный фильтр, несмотря на все его недостатки, доказывает свою работоспособность в том вопросе, что в избирательной кампании принимают участие только ответственные политические силы.
Помимо кандидатов от партий-однодневок, зарегистрироваться для участия в выборах не смогли и те, кто затеял избирательную кампанию исключительно в целях саморекламы. И в этом, как считают эксперты, неоценима заслуга так называемого муниципального фильтра — необходимости для кандидатов на пост регионального руководителя собрать необходимое число подписей депутатов, работающих на местном уровне.
«Ещё с 90-х годов выборы очень часто превращались в цирк, и именно муниципальный фильтр не позволил этому цирку продолжаться бесконечно, — констатировал член Общественной палаты. — Например, сейчас пройдут выборы мэра Москвы, и в них не будут принимать участия такие люди, как Паук (музыкант Сергей Троицкий. — Прим. ред), Джигурда или Красовский. Так что муниципальный фильтр, несмотря на все его недостатки, доказывает свою работоспособность в том вопросе, что в избирательной кампании принимают участие только ответственные политические силы, которые ведут реальную работу».
Тотальный общественный контроль
Большое внимание эксперты уделили обсуждению вопроса общественного наблюдения за предстоящими выборами. ЦИК в содружестве с общественными объединениями нацелился на законность и прозрачность всех избирательных процедур. В этом им помогут широкое использование КОИБ, систем видеонаблюдения, электронный контроль за подсчётом голосов и самое важное - участие независимых наблюдателей.
«Работа общественных наблюдателей очень важна. Мы заметили, что во многих проблемных районах люди соглашались голосовать только при наличии независимого наблюдателя со стороны общественности, — поведал член Общественной палаты Алтайского края Руслан Демаков. — Приходя на участки, избиратели первым делом интересовались: где наблюдатели? Есть? Тогда голосую!»
Если в прежние годы за выборами наблюдали преимущественно сторонники политических партий, что позволяло покрыть наблюдением не более половины от общего количества избирательных участков, то на мартовских выборах главы государства впервые была опробована технология общественного контроля за счёт наблюдателей от региональных общественных палат. А благодаря вступившим в начале июля в силу поправкам в законодательство теперь эту практику можно внедрять на выборах всех уровней.
«Федеральное законодательство полностью принято, теперь необходимо внести изменения в региональное законодательство. У нас к сентябрьским выборам успели принять соответствующие законы шесть регионов. Но для нас нет сомнений, что до конца года аналогичные законы будут приняты во всех оставшихся регионах, и система тотального общественного контроля примет абсолютно законченный характер, что позволит обеспечивать прозрачность выборов на всех уровнях», — убеждён член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод.
Эксперты отметили, что принятые недавно поправки в федеральное законодательство закрепляют лидирующую роль системы общественных палат в организации общественного контроля за выборами. И даже в тех субъектах, которые пока не приняли соответствующие законы на региональном уровне, общественные наблюдатели смогут проявить себя как представители политических партий и кандидатов.
«Практически в каждом субъекте сформированы мониторинговые группы по наблюдению за выборами. Создаются общественные центры наблюдения, мобильные правовые группы, — констатировал Брод. — Таким образом, институт общественного контроля на выборах демонстрирует свою жизнеспособность».