За умышленное затопление судов хотят ввести штрафы до 20 млн рублей
Правительство внесло в Госдуму два законопроекта (№ 1219896-7 и № 1219892-7). Первый устанавливает механизм подъёма затонувших судов собственниками, а если они этого не сделают — государством. Второй вводит штрафы за умышленное затопление или своевременное неудаление затонувшего судна.
Сейчас законодательство прямо не запрещает бросить судно в том месте, где оно затонуло, и не обязывает владельца удалить его. Это приводит к загрязнению морских вод. Собственники обязаны поднять затонувшее судно только в том случае, если оно создает опасность для мореплавания, загрязняет среду или мешает рыболовству.
Административной ответственности за то, что собственник не поднимает затонувшее имущество, также нет. Поднимать такие суда приходится администрации морских портов, стоимость такой процедуры может исчисляться миллионами. При этом расходы на подъём собственник им не компенсирует (в том числе из-за того, что его невозможно установить или он банкрот).
Например, итоговая сумма невозмещённых затрат на подъём судна «Бешикташ» в акватории Чёрного моря составила 21,1 миллиона рублей. Размер затрат на подъём 12 затонувших в акваториях восточных морей судов составил 89,7 миллиона рублей.
Кабмин предложил размеры штрафов за соответствующие нарушения, сопоставимые с финансовым ущербом, который может понести федеральный бюджет. Так, за нарушение сроков информирования капитана морского порта о затонувшем судне и непредоставление разработанной документации о его удалении предлагается ввести штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей для граждан и от 300 до 500 тысяч рублей для юридических лиц.
Согласно проекту, нарушение сроков удаления затонувшего судна повлечёт штраф — от 300 до 500 тысяч рублей для граждан и от 3 до 5 миллионов рублей для юрлиц. При этом собственник обязан начать подъём в течение трёх, шести месяцев и года в зависимости от степени угрозы. Администрация морского порта или местные власти должны поднять судно, если, например, собственник в обозначенные сроки не заявил о намерении удалить его, в реестре судов нет информации о его владельце, а также в том случае, если собственник не предоставил необходимые данные для удаления судна.
Читайте также:
• Правительство утвердило план по очистке акваторий ДФО от затонувших судов • Кабмин: присоединение к конвенции о затонувших судах решит вопрос их утилизации в РФ • Карелова призвала ликвидировать объекты, которые вредят экологии Арктики
За умышленное затопление судна во внутренних водах, территориальном море, акватории Северного морского пути и на внутренних путях РФ кабмин предлагает ввести строгие санкции. Гражданам придется заплатить от 3 до 5 миллионов рублей, юрлицам — от 15 до 20 миллионов рублей.
В законопроекте хотят прописать обязанность владельцев судов вместимостью 300 регистровых тонн и более (кроме судов, находящихся в государственной собственности) оформлять страховое свидетельство или документ о другом финансовом обеспечении. За его отсутствие также полагаются штрафы. Для граждан они составят от 3 до 5 тысяч рублей, для юрлиц — от 10 до 20 тысяч рублей.
Если законопроект примут, он вступит в силу с 1 марта 2022 года, кроме положений об отсутствии страхового свидетельства. Оно начнёт действовать с 1 марта 2023 года.
Ранее стало известно, что Правительство внесло в Госдуму законопроект о присоединении России к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года. В соответствии с этим документом, государство-участник требует от капитана и оператора судна, плавающего под его флагом, немедленно сообщать об инциденте, из-за которого судно затонуло. Кроме того, о нём требуется уведомить мореплавателей и заинтересованные страны.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.