За «патриотизм» школьникам оценки ставить не будут
На уроках детей вскоре могут не только учить, но и воспитывать — в Комитете Госдумы по образованию и науке 16 июня поддержали поправки главы государства в Закон «Об образовании». Депутаты рекомендовали выделить дополнительные деньги для учителей, чтобы мотивировать их к воспитанию подрастающего поколения, заручились обещанием Минпросвещения, что оценки «за патриотизм» школьникам ставить не будут, и решили вернуться к вопросу о возрождении освобождённого классного руководства после принятия закона.
Поправки президента, внесённые в Госдуму в конце мая, расширяют само понятие «воспитание», пояснил глава Минпросвещения Сергей Кравцов, представляя закон на заседании думского Комитета по образованию и науке. Оно по инициативе главы государства должно подразумевать формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества, закону и правовому порядку, старшему поколению, бережное отношение к культурному наследию и традициям народов России. Законопроект содержит общие требования к организации воспитания, начиная от детсадов и заканчивая вузами. После его принятия в каждой образовательной организации появится календарный план воспитательной работы. В составлении таких планов, уточнил Кравцов, будут участвовать советы учащихся и родительские комитеты.
В профильном комитете Госдумы поддерживают инициативу президента. Если вопрос с обучением более-менее понятен и отражён в стандартах, то воспитание требует повышенного внимания, считает глава комитета Вячеслав Никонов. По его мнению, чувства патриотизма и гражданственности избавит молодёжь от «комплекса неполноценности». Россия - страна с тысячелетней историей, самостоятельная цивилизация, которая внесла большой вклад в развитие всего человечества, таким образом, история нашей великой страны может стать основой для патриотического воспитания, напомнил Никонов.
Первый зампредседателя комитета Олег Смолин обратил внимание на риск, который может возникнуть в процессе правоприменения закона — увеличение нагрузки на педагогов, которым, помимо учебных планов, придётся готовить и воспитательные. Уже сейчас, напомнил депутат, каждый седьмой педагог в стране работает на две ставки.
Полноценная система воспитания подразумевает спокойный разговор педагога с ребёнком, а это невозможно, когда предметнику через 10 минут нужно бежать на следующий урок, считает зампредседатель комитета Любовь Духанина. По мнению депутата, учить и воспитывать должны разные педагоги. Как рассчитывают в комитете, если закон примут, вернутся к обсуждению вопроса об освобождённом классном руководителе.
До тех пор, пока учителя будут совмещать должность предметника и наставника, депутаты рекомендуют Правительству выделить дополнительное финансирование, чтобы мотивировать педагогов «сеять разумное, доброе, вечное». Так, Смолин предложил «зашить» в президентский законопроект обещанную педагогам главой государства надбавку пять тысяч рублей.
Ещё один вопрос, который интересовал депутатов, — как будут оценивать у учеников наличие или отсутствие высоких нравственных качеств и не собираются ли в Правительстве перенять японскую модель, когда ученикам выставляют оценки за патриотизм: кто-то из школьников — патриот на тройку, а кто-то — на твёрдую пятёрку. На этот вопрос зампредседателя комитета Максима Зайцева министр просвещения дал лаконичный и недвусмысленный ответ — оценки за патриотизм ставить школьникам точно не будут.