За опасное вождение предложили отправлять на обязательные работы
Депутаты обсуждают ужесточение наказания за «шашечки» на дорогах и игры в «догонялки»
Тема: Пленарное заседание Государственной Думы 1 октября 2024 года
Законопроект: № 644297-8
«Учителя», «шашечники» и «подрезалы», распоясавшиеся на российских дорогах, уйдут в прошлое. Госдума во вторник, 1 октября, приняла в первом чтении законопроект об ответственности за опасное вождение, под которым подразумеваются любые рискованные маневры, способные привести к авариям — в том числе с пострадавшими и человеческими жертвами. За первое правонарушение предлагают наказывать штрафом, за второе — лишением прав на срок до трех месяцев. Однако, как сообщили депутаты в ходе пленарного заседания, на котором обсуждалась инициатива, это еще не предел: ко второму чтению наказание могут ужесточить, вплоть до отправки нарушителей на обязательные работы. Как может измениться законопроект — рассказывает «Парламентская газета».
Преступление было, ответственности не было
Понятие «опасное вождение» в Правилах дорожного движения закреплено с 2016 года. Однако все это время за него не установили наказание. Заполнить эту лакуну призван законопроект, вносящий изменения в Кодекс об административных нарушениях — лихачам будет грозить штраф от трех до пяти тысяч рублей за однократное нарушение и лишение прав на срок до трех месяцев за рецидив.
«К сожалению, статистика неутешительна: количество ДТП вновь стало расти, — подчеркнул председатель Госдумы Вячеслав Володин. — В 2023 году в России произошло 132,5 тысячи ДТП с пострадавшими, это на 4,5% больше, чем по итогам 2022 года. В них погибли 14,5 тысячи человек (+2,3%) и ранены 166,5 тысячи человек (+4,3%). Очевидно, что ответственность для лихачей на дорогах, которые сознательно нарушают ПДД, надо ужесточать».
Один из авторов инициативы, председатель думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов уточнил также, что водители-лихачи своим поведением прямо подставляют других участников дорожного движения и вообще всячески демонстрируют на дороге девиантное поведение. Иногда из желания похвастаться дорогой машиной, иногда просто в стремлении самоутвердиться.
«Ничего нового мы тут не придумали и взяли за основу международную практику — посмотрели, как эта проблема решается в развитых странах, — отметил парламентарий. — В некоторых из них за опасное вождение, к слову, можно даже лишиться свободы».
Вместе с тем Ярослав Нилов сообщил, что перед вторым чтением в законопроект планируется внести ряд доработок и поправок. Так, нужно уточнить сами критерии опасного вождения, чтобы под раздачу не попали водители, которые совершают опасные маневры вынужденно (например, если на дорогу внезапно выскочило животное), или маневры которых могут быть приняты за опасное вождение ошибочно. Также не совсем ясно, что делать, к примеру, с мотоциклистами — считать опасным вождением их маневрирование в пробках или нет. Парламентарий также отдельно подчеркнул, что решения по выявленным инцидентам ни в коем случае не должны выноситься автоматически. Только через суд. При этом записи с камер видеонаблюдения могут и будут использоваться в качестве доказательств. И не только видеонаблюдения. Аргументом в пользу того, что тот или иной водитель совершил опасный маневр, не имея на то причин, могут стать также записи журналистов и просто любительские видео, снятые очевидцами на телефон.
От повышенных штрафов до обязательных работ
Участники обсуждения, в свою очередь, предложили ко второму чтению подумать о внесении в законопроект ряда поправок, связанных не только с формулировками и критериями правонарушения, но и с предлагаемой системой наказаний. В их числе — продление срока лишения прав (к примеру, чтобы срок в три месяца, сейчас обозначенный как максимальный, стал минимальным). Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова, в частности, обратила внимание на то, что очень часто люди и после лишения прав продолжают ездить на автомобиле в надежде на то, что их не поймают. И многих действительно не ловят. Хорошим мотиватором для таких, по словам парламентария, могло бы стать назначение вкупе с лишением прав за повторное правонарушение еще и штрафа в размере не менее 30 тысяч рублей. А первый заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам Олег Нилов предложил пойти еще дальше и отправлять провинившихся на обязательные работы.
«Как показывает практика, очень часто мы в подобных случаях имеем дело с теми, для кого пять, десять и даже пятьдесят тысяч рублей штрафа — это не такие уж большие деньги, — подчеркнул депутат. — А вот обязательные работы могли бы стать для них хорошим стимулом для того, чтобы аккуратнее вести себя на дорогах и соблюдать законодательство».
Читайте также:
Ещё материалы: Вячеслав Володин , Ярослав Нилов, Олег Нилов, Яна Лантратова