Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Вузам запретят готовить врачей кто во что горазд

Согласовывать открытие новых медфакультетов хотят поручить Минздраву

11.05.2024 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Вузам запретят готовить врачей кто во что горазд
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Из 163 вузов России, где сегодня учат на педиатров, стоматологов и других врачей, только 46 подведомственны Минздраву. Дать министерству право согласовывать открытие медвузов и медфакультетов, а также разрабатывать для них единые стандарты обучения предложили в Первом Московском государственном медицинском университете имени Сеченова. Эту идею обсудили на расширенном заседании президиума Российского союза ректоров 6 мая.

Забрать у Минобрнауки

Из 163 вузов России, где сегодня учат на врачей, только 46 подведомственны Минздраву, другие подчиняются Минобрнауки, рассказал ректор Сеченовки, академик РАН Петр Глыбочко. Программы подготовки по одним и тем же направлениям в разных учебных заведениях порой заметно отличаются.

«Ситуация доходит до того, что при переводе из одного вуза в другой на то же направление подготовки студентам приходится пересдавать до 10 дополнительных экзаменов, либо их принимают на курс ниже», — уточнил ректор. Получается, что Минздрав не отвечает за качество подготовки всех медицинских кадров в стране, но отвечает за качество всего лечения, сказал академик.

По мнению Глыбочко, в России необходимо сформировать систему гарантии качества высшего медицинского образования. Для этого необходимо дать Минздраву право согласовывать открытие медвузов и медфакультетов, а также разрабатывать для них единые стандарты обучения. Такой позиции придерживаются не только в Сеченовке, уточнил академик. Идею поддерживает и Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов.

От Москвы до райцентра

Вопрос качества подготовки медицинских кадров поднимают не в первый раз. Еще в начале апреля председатель Госдумы Вячеслав Володин во время отчета Правительства в нижней палате парламента раскритиковал большое количество медицинских факультетов в непрофильных вузах страны: «Совершенно понятно, что когда речь идет о медицине, это в первую очередь научные школы, которые формируются десятилетиями. И нам надо думать о качестве медицинского образования», — сказал тогда спикер.

«Как можно готовить хороших специалистов без базы и кадров? — поддержал Володина Глыбочко. — Первый вопрос, который мы должны себе задать: хотим мы лечиться у хорошего врача или у плохого? И исходя из ответа принимать решения, как готовить кадры».

Как получить отметку о гражданстве в свидетельстве о рождении ребенка

Плохой-хороший врач

Первостепенная задача государства — сохранение здоровья граждан, отметил на заседании президиума Союза ректоров председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев. «Должно быть четкое понимание, что врачи — это не узкоотраслевые специалисты, а специалисты, обеспечивающие национальную безопасность», — подчеркнул депутат.

Чтобы сегодняшний студент медвуза в будущем отвечал поставленным задачам, необходимо, во-первых, ввести повышенные требования к качеству подготовки таких кадров, а во-вторых, создать систему фильтров для тех, кто может заниматься их подготовкой, отметил парламентарий.

Какие именно изменения в законодательстве для этого нужны, он предложил подумать профессиональному сообществу.

Мировой опыт учит

Как отметил президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени Ломоносова, академик Виктор Садовничий, вопрос подготовки медкадров «закономерно вписывается в общую линию развития высшего образования в стране и свидетельствует о постоянном внимании государства к высшей школе».

«Мы помним, как здесь же (на заседании Союза ректоров. — Прим. ред.) обсуждались вопросы повышения качества физико-математического и химико-биологического образования, и были приняты важные решения о создании концепций высшего образования по этим дисциплинам», — отметил Садовничий. 

Он также отметил, что медицинское образование традиционно во всем мире дается в классических университетах. И такая база в России есть.

Силовики смогут выявлять пользователей VPN

На всех этапах обучения

В Госдуме уже подготовили законопроект о непрерывном профессиональном медобразовании. Одним из авторов документа стал зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга. Дополнительное профессиональное образование медиков, непрерывное образование — это обязательное условие допуска таких специалистов к работе, напомнил депутат «Парламентской газете».

«Сейчас на просторах интернета можно найти множество компаний, которые предлагают врачам пройти курсы повышения квалификации или переквалификации. Эти же компании учат одновременно и врачей, и строителей, и айтишников, что не всегда гарантирует качество подготовки именно медиков», — рассказал Мажуга.

Предложение депутатов — такие программы должны осуществлять учебные заведения или научные организации, в которых «Лечебное дело» — это основная программа. Также необходимо пересмотреть систему лицензирования учреждений, которые занимаются непрерывным допобразованием. «Есть предложение: передать эту функцию на федеральный уровень, сейчас это делается на уровне регионов. Также к процессу лицензирования необходимо привлекать медицинские ассоциации, которые очень сильны в России», — отметил депутат.

Читайте также:

• Может ли троечник стать хорошим педиатром?