Муниципальная власть на селе — особенная. С одной стороны, именно здесь она, что говорится, находится на расстоянии вытянутой руки, максимально близка и понятна каждому члену общества. С другой — тут наиболее остро обнажаются кадровые и финансовые проблемы. И если в больших городах, равных иным субъектам Федерации по экономическому, научному, человеческому потенциалу, власть берет на себя обширные стратегические задачи развития, то в деревнях и селах решаются самые повседневные вопросы. В одних — успешно, в других — не очень. Между тем ресурсы в сельских муниципалитетах есть. Надо лишь найти их и умело воспользоваться.
- От эффективности самоуправления на селе зависят не только условия жизни и быта сельчан, но и работа сельскохозяйственных предприятий, насыщение продуктового рынка отечественными товарами, а значит, импортозамещение и продовольственная безопасность страны, — подчеркнул Сергей Нарышкин, открывая заседание Совета. — Для этого ему нужны соответствующие возможности — организационные, кадровые, финансовые.
По-прежнему важно укрепление бюджетной самостоятельности муниципалитетов. В апреле на встрече Президента России с членами Совета законодателей вновь поднимался вопрос о соответствии полномочий и финансовых ресурсов на различных уровнях власти. Очевидно, что одними трансфертами проблему не решить, потому была создана рабочая группа Совета законодателей, Счетной палаты и Правительства РФ для выработки необходимых предложений.
- Нельзя забывать, что местное самоуправление — это прежде всего люди, — подчеркнул председатель Комитета ГД по федеративному устройству и местному самоуправлению, президент Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО) Виктор Кидяев. — В Послании Федеральному Собранию Президент России поставил задачу — поддержать гражданскую активность на местах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим поселком или городом.
131-й федеральный закон предлагает несколько форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Среди них институт сельских старост. Он имеет давнюю, еще дореволюционную историю, какое-то время был почти забыт, а сейчас — в подтверждение того, что новое часто просто хорошо забытое старое — обретает второе дыхание. Лучшие результаты видны, прежде всего, в малонаселенной местности, отдаленных деревнях. Хорошо зарекомендовали себя ТОСы (территориальное общественное самоуправление), особенно в сельских поселениях, где они стали действенными помощниками муниципальной власти.
Еще один способ участия жителей в местном самоуправлении — самообложение. Надо, например, почистить колодец или подремонтировать что-то, а в бюджете на это денег нет. Тогда селяне принимают решение собрать деньги. Некоторые регионы на каждый рубль, вложенный гражданами, выделают три-четыре рубля. И так дело сдвигается с мертвой точки, а люди, внесшие свою лепту, совсем по-другому потом относятся к общественной собственности. Но, как подчеркивали выступающие члены Совета, самообложение следует рассматривать именно как участие жителей в решении значимых для них задач на конкретной территории. Ждать, что оно залатает дыры в муниципальной казне, — ошибка.
Какими бы ни были предлагаемые законом формы участия населения, никто не снимает ответственности с муниципальной власти, в частности с депутатов. Принимая решения, народные избранники должны опираться на мнение жителей. Механизм, определенный для этого законодательством, — публичные слушания. На них люди говорят о проблемах, а должностные лица предлагают, как эти проблемы решать.
Казалось бы, исчерпывающе ясно — у власти на местах есть набор инструментов, позволяющих наладить диалог с населением, повести за собой на общее дело во благо родных городов и деревень. На деле все не так просто. Бывает, что благие намерения разбиваются о законодательные препоны. И то, что одним законом разрешено, не предусматривается другим. Некоторые нормы противоречат друг другу, в других — досадные пробелы.
Выступивший на Совете заместитель министра юстиции РФ Дмитрий Аристов заверил, что среди части полномочий, перешедших в Минюст после упразднения Минрегиона, важнейшая — в сфере организации местного самоуправления. Мониторинг министерства выявил, что в стране действует 21 тысяча ТОСов в 4,5 тысячи муниципалитетов. Это практически каждое четвертое муниципальное образование. В тех регионах, где местные сообщества проявляют активность, граждане чувствуют свою вовлеченность в их дела, а органы власти оказывают содействие, удается добиться поразительных результатов.
Почему же позитивный опыт не подхвачен остальными муниципалитетами? Одна из причин — на местах не всегда понимают саму природу территориального самоуправления. Где-то считают, что от общественников лишь лишние хлопоты, где-то видят в их активности нежелательную конкуренцию. И потом, какая же это власть, если у нее нет денег? Действующий федеральный закон позволяет использовать потенциал ТОСов, зарегистрированных в качестве юридических лиц, для решения местных проблем. По договору с муниципальным образованием они могут даже получить доступ к бюджетным средствам. Но в законодательстве не был решен вопрос об организационно-правовой форме ТОСов. По данным Минюста, в качестве юрлиц зарегистрировано 2,2 тысячи ТОСов, то есть около десяти процентов от общего числа. Общественники не торопятся получить статус, так как одновременно с ним придут и уставы, и отчетность, и бухгалтерия. Проще оставаться «на вольных хлебах», без регистрации.
Сравнительно новое направление гражданской активности — общественные палаты. Вслед за общероссийской они были созданы во всех субъектах Федерации и многих городах. На рассмотрение Правительства периодически поступают предложения сделать их обязательными на муниципальном уровне. Но в какой мере они останутся общественными после обязаловки?
Так же, как и институт сельских старост. В том или ином виде они есть сегодня в 27 российских регионах. В большинстве из них деятельность старосты позиционируется как общественная нагрузка, в некоторых рассматривается как помощник главы муниципального образования или представитель администрации в конкретной деревне. Где-то, как в Ленинградской области, избирается сельчанами или, как в Ульяновской области, назначается по рекомендации сельского схода. Важно то, что староста, прежде всего, представитель интересов местного сообщества и не продолжение региональной либо муниципальной власти. Но до сих пор, как сетовали выступающие, статус такого общественного представителя не определен.
По словам председателя Комитета по местному самоуправлению Ленинградской области Михаила Лебединского, сельские старосты получили в области статус и господдержку с 2013 года. Этот опыт сразу же заинтересовал коллег из регионов. Развернулась дискуссия, надо ли тиражировать его, регламентировав на федеральном уровне. Или же оставить право на законотворчество за субъектами? Когда в области шло обсуждение организации работы старост, депутаты исходили из важности самоорганизации именно в сельской местности и именно в тех деревнях, где не представлены органы местной власти. В результате решили, что закон «О старостах» призван расширить возможности граждан в отношениях с органами власти, консолидировать сельских жителей в решении вопросов благоустройства, мобилизовать материальные и трудовые ресурсы для местного развития, ну и, конечно, формировать в сельской местности основы гражданского общества.
Сегодня в области 1668 сельских старост. Ключевым условием выделения субсидий из областного бюджета стало выдвижение проектов решения злободневных местных проблем. Они могут быть небольшими, такими как, например, установка скамеек, устройство пешеходных дорожек, освещение. Проекты обсуждаются на собраниях граждан или на заседаниях общественных советов, затем включаются в муниципальные программы и финансируются из средств областного бюджета. Размер субсидии от 100 тысяч до 2,5 миллиона рублей на условиях посильного софинансирования из местной казны. На эти цели в 2015 году регион планирует истратить 210 миллионов рублей.
Кто-то скажет, хорошо Ленинградской области с ее профицитом бюджета. Но могут, оказывается, и не столь экономически успешные регионы. Нужно грамотно подойти к финансовым взаимоотношениям между субъектом и входящими в его состав муниципальными образованиями, предусмотреть на них бюджетные сметы.
И еще один обсуждаемый вопрос: нужно ли старосте материальное вознаграждение? Здесь та же картина. Поселения с независимым бюджетом могут планировать расходы по своему усмотрению, другие могут перераспределять финансы в пользу поддержки активистов. Однако не стоит забывать о том, что старостами становятся люди не случайные — это общественники, готовые работать не за страх, а за совесть. Главной наградой им становится само решение проблемы.
Юлия Захватова
Фото Алексей Панасюк