Восьмиклассникам расскажут, как выбрать спутника жизни и кто в доме хозяин
В курс семьеведения вошли создание энциклопедии и конкурс синквейнов
Зачем нужен брачный договор, как выбрать спутника жизни, кто должен отвечать за семейный бюджет, хорошо ли быть единственным ребенком в семье — на эти и многие другие вопросы будут искать ответ школьники 5-9 классов, которым в новом учебном году предложат прослушать курс семьеведения. С уверенностью сказать, на чем держится семья, может далеко не каждый взрослый, поэтому вести новый предмет учителям будет непросто, рассказали «Парламентской газете» ознакомившиеся с программой курса эксперты.
Главней всего…
Рабочую программу курса семьеведения разместили на портале единого содержания общего образования, который ведет Минпросвещения. Курс, как и говорилось при его обсуждении, будет относиться к внеурочной деятельности, то есть не станет обязательным для всех школьников. Его освоение может быть организовано для учеников 5-7 или 8-9 классов, при этом есть темы, которые рекомендованы только для учеников последних классов средней школы.
Цель курса — введение молодых людей «в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия». Это планируют сделать за 34 учебных часа, в течение которых школьники изучат пять разделов: «Человек, семья, общество», «Мои родственники — похожие и разные», «О семейном уюте и не только», «Важней всего — погода в доме», «Современная семья и право».
Учеников будут учить на примерах из книг, фильмов и других произведений искусства, им должны рассказать о мерах поддержки семьи, показать Конституцию, Семейный кодекс и сайт уполномоченного по правам ребенка в России, объяснить порядок регистрации брака, зачем нужен брачный договор и так далее.
Только для взрослых
Среди тем, говорить на которые рекомендовали только со старшеклассниками, — выбор спутника жизни, многодетность как важный компонент благоприятной семейной атмосферы, плюсы и минусы проживания молодой семьи с детьми вместе с родителями или родственниками. В целом же рабочая программа составлена по принципу тематического планирования, то есть учителям указывают на программное содержание и перечисляют возможные формы работы со школьниками: дискуссия, игра, практикум, проект. Есть весьма экзотические, например, конкурс рисунков или синквейнов «Мой дом» или «Дом моей мечты». Синквейн — нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое учит определять отношение человека к рассматриваемой проблеме. Нужно использовать ключевые слова, прилагательные и глаголы, характеризующие понятие, искать синонимы ключевого слова.
В течение всего курса школьники будут работать над созданием электронной энциклопедии «Семья — наша ценность». Они должны составить свою родословную на основе предложенных учителем макетов, для чего их познакомят с ресурсами, позволяющими искать и обрабатывать информацию об истории своей семьи. Педагогам придется говорить с детьми на самые разные темы: равноправие мужа и жены в решении финансовых вопросов, недопустимость эгоистического, высокомерного и равнодушного отношения к членам своей семьи, беседа о мужественности и женственности, умение прощать.
Среди игр, которые предложат школьникам: «Продолжи предложение: «Если бы я оказался на месте своих родителей, то…», «Самое главное качество моего родственника», «Мой вклад в чистоту и порядок в доме», «Семейное путешествие/турпоход».
Двойное послание и взгляд в историю
Преподавать курс начнут с 2024 года, но это не значит, что он сразу появится во всех школах, рассказала «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина. Обязывать к этому образовательные учреждения не станут, поскольку к этому далеко не все готовы, плюс пока нет единого учебника по семьеведению, объяснила депутат. Кроме того, нужно подготовить кадры в педагогических вузах. «Я считаю, что вопросы семейного законодательства могут вести аспиранты, студенты старших курсов», — заключила Останина.
Кадровый вопрос — один из основных, который предстоит решить в школах, считает руководитель службы психолого-педагогической помощи Любовь Ивашиненко. Ведь не каждый взрослый сейчас может ответить на те вопросы, которые ставит курс семьеведения — нужна дополнительная специальная подготовка. «Притом что за историю нашей страны подобные курсы имели место быть, и это в целом хорошая и правильная идея, важно ее хорошо и правильно реализовать, — сказала «Парламентской газете» эксперт. — Важно и обратить внимание на семьи, в которых воспитываются дети, потому что если на уроках мы будем говорить одно, а по факту имеем другое, то в психологии это называется двойным посланием. В этом случае ребенок не знает, где правда и чему верить».
Вице-премьер Татьяна Голикова ранее говорила, что курс семьеведения для старшеклассников будет проходить в формате беседы с психологами и историками. С таким подходом согласился председатель Комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко. Курс, по его словам, следует организовать с упором на российские традиции, и здесь положительные примеры, в том числе исторические, очень важны, сказал он нашему изданию.
Читайте также:
Ещё материалы: Татьяна Голикова, Нина Останина