Вопрос о поправках в Конституцию РФ не рассматривается
В статье председателя Конституционного суда Российской Федерации Валерия Зорькина «Буква и Дух Конституции», опубликованной в преддверии 25-летия Основного закона, приводятся недостатки отдельных конституционных положений. Почему причины для внесения в этой связи поправок в Конституцию РФ отсутствуют, в интервью «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
- Андрей Александрович, какие недостатки в реализации конституционных положений стали предметом для дискуссии о поправках в Конституцию?
- О недостатках отдельных положений Конституции Российской Федерации на протяжении всех 25 лет её действия говорят и председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, и многие другие авторитетные конституционалисты. Дискуссия о возможных недостатках отдельных конституционных положений и необходимости их совершенствования в этой связи представляется оправданной. Вместе с этим несовершенство текста отдельных конституционных положений не означает необходимость существенных изменений в Основной закон.
Предметом дискуссии являются конституционные нормы о местном самоуправлении, разграничении полномочий между ветвями власти и статусе прокуратуры. Речь идёт о необходимости обеспечения единства публичной власти одновременно с реализацией принципа самостоятельности местного самоуправления, устранения перекоса в системе разделения властей в сторону исполнительной власти и усиления роли прокуратуры.
Единство правоприменительной практики названных положений обеспечивается в рамках конституционного правосудия. Благодаря правовым позициям Конституционного суда, который внёс основной вклад в конституционно-правовое развитие России, сформирована практика реализации Конституции Российской Федерации как документа реально действующего.
- Почему в связи с этим не рассмотреть вопрос о внесении поправок в Конституцию РФ?
- Развитие современной России доказало высокий правозащитный потенциал норм Основного закона, который далеко не исчерпан.
Закреплённые гарантии позволяют обеспечить эффективную защиту прав граждан.
Основной закон государства должен отвечать уровню развития общественных отношений. Поэтому на определённых этапах социально-исторического развития в действующую Конституцию РФ вносились необходимые поправки. Вместе с этим выявление необходимости совершенствования отдельных правовых институтов не предполагает необходимость внесения изменений в Конституцию, поскольку Основной закон любой страны закрепляет правовые рамки, условия стабильного развития правопорядка и определённый уровень гарантированности прав, изменение которых может привести к существенным социально-политическим преобразованиям. В этой части российская Конституция не обладает какими-либо особенностями. При этом потенциальная возможность внесения изменений в Конституцию РФ в будущем не исключается.
- Каким образом обозначенные недостатки могут быть разрешены?
- Относительно недостатков в реализации конституционных положений о самостоятельности местного самоуправления следует отметить, что органы местного самоуправления являются уровнем публичной власти, которые формируются на местах и имеют законодательно установленный исчерпывающий перечень полномочий. В этой связи при чётком разграничении полномочий на законодательном уровне проблем с реализацией конституционных положений о местном самоуправлении возникать не будет.
Дальнейшее совершенствование законодательства должно предусматривать закрепление дополнительных гарантий реализации конституционных прав и свобод.
Перекос в системе разделения властей в сторону исполнительной власти компенсируется действенными инструментами парламентского контроля. Предложения об усилении роли прокуратуры, важность деятельности которой обусловлена необходимостью защиты интересов граждан, законодателем последовательно поддерживаются.
Дальнейшее совершенствование законодательства должно предусматривать закрепление дополнительных гарантий реализации конституционных прав и свобод, адекватных целям социальной и экономической политики на конкретно-историческом этапе. Данная задача может быть решена без изменения текста Конституции Российской Федерации.
Ещё материалы: Андрей Клишас