Внедряя цифровизацию образования, следует всемерно повышать роль учителя-наставника
Статья председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко
Цифровизация практически всех сфер нашей жизни перешла в фазу фронтального наступления. Ещё недавно главной темой обсуждений была цифровизация экономики, а сегодня дискуссиями о ней охвачены медицина, наука, образование. Пожалуй, только опера и балет пока сохраняют свои вековые редуты, но и там уже даёт себя знать изощрённое мастерство режиссёров-толкователей, смело внедряющих электронную составляющую в ткань классики.
На мой взгляд, самой чувствительной сферой цифровизации и предметом особой заботы и внимания является сегодня система образования. Недавно прочитала в Интернете категоричное мнение: «После цифровизации понятие учителя будет полностью изменено. Профессионалов заменят роботы и виртуальные системы. Люди лишатся работы».
Это, конечно, перебор, но проблема есть, и её острые углы уже обозначились. Главное сегодня в том, что в ходе цифровизации образования должны быть гарантированно обеспечены безопасность ребёнка: его физическое и психическое здоровье, полноценная социализация, успешное обучение.
В преддверии учебного года Министерство просвещения, реализуя эти цели, утвердило методические рекомендации по использованию гаджетов. По мнению авторитетных экспертов, многих детей от воздействия этих устройств уже надо спасать. Неупорядоченное использование смартфонов в школах, особенно на уроках, негативно сказываются на успеваемости, нарушает ритм занятий, создаёт помехи усвоению учебного материала. Россия — не первая страна, обратившая внимание на эту проблему. Дискуссии о гаджетах в школах, что они здесь собой являют — благо или зло, идут по всему миру. Во Франции, Греции, ряде других стран нерегламентированное использование электронных цифровых устройств на время уроков запрещено. И эта норма действует уже не один год.
Другой важнейший вопрос — судьба в цифровом мире фундаментальных основ учительского труда — передачи знаний и воспитания. Можно ли «роботизировать» и оцифровать общение ученика с учителем в школе, с вожатым в летнем лагере, с тренером на спортплощадке, студента с научным руководителем в вузе? Хотя вопрос этот не остро актуальный сейчас, но и не надуманный.
Конечно, цифровизация привносит в нашу жизнь положительные новации. Многие учебные материалы, классные журналы, дневники переходят в разряд онлайн-версий. Ученик сможет учиться, не выходя из дома. Ведь электронные ресурсы помогут найти нужную информацию и школьнику, и студенту. Чтобы обеспечить такой доступ, идёт активное оснащение общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных учебных заведений современными технологиями, доступом в широкополосный Интернет и т. п. Цифровизация заставляет менять сам процесс преподавания, побуждает учителей осваивать новые методы обучения.
Энтузиасты цифровизации считают, что ведущей линией образования станет самостоятельное изучение материала. Уже с детства ребёнок будет ориентирован на то, что он сам должен обретать знания. Педагог будет выступать лишь в роли помощника, к которому можно и нужно обращаться в случае необходимости.
Полагаю, что это несколько утрированное представление о будущем школы всех уровней. Самостоятельность юного гражданина не возникает сразу и сама по себе. Она воспитывается и развивается как посредством усвоения молодым умом базовых ценностей, традиций, культуры — своей страны, прежде всего, но не только, так и путём преодоления ошибочных мнений, суждений, стереотипов поведения и так далее. И в этом процессе трудно, если вообще возможно, обойтись без человека рядом, выполняющего миссию учителя, педагога.
Внедрение и применение бесконтактных форм образования испытывает на себе воздействие ряда факторов, в том числе таких, которые создают серьёзные проблемы. Например, никто не сможет отменить элементарной детской лени и хитрости (особенно свойственных «двоечникам»). Они всегда были свойственны ребёнку и вряд ли исчезнут полностью когда-либо. При этом нельзя недооценивать нынешней изощрённой («с младых ногтей») компьютерной грамотности юных россиян, которая превосходит и родительскую, а тем более дедовскую грамотность в данной сфере. Родители компьютерного умельца будут какое-то время уверены, что он отличник или хорошист по всем предметам, тогда как он всего лишь рядом ловких компьютерных приёмов наводит «должный порядок» в своём электронном дневнике. В прежнее время делали, в сущности, то же самое, только с помощью таких инструментов, как ластик, бритва, чернила и прочее. Конечно, рано или поздно подобный обман вскроется, но, как говорится, нам бы «день простоять, да ночь продержаться», в компьютер поиграть и в кино сходить, мороженым полакомиться. В этом плане детская психология сильнее любых электронных ухищрений, потому что она заложена в самой природе человека.
У цифровизации, как и у многих других революционных явлений развития есть обратная сторона, которая несёт в себе немало минусов. Например, неизбежно возникают проблемы с полнокровной социализацией личности. Исчезает или в лучшем случае становится заочной соревновательность в учёбе. В школе всех ступеней она играет важнейшую роль в становлении личности, выработке волевых качеств, инициативности, лидерства и многих других граней ума и души вступающего в жизнь человека. Она присутствует на уроках физкультуры и математики, при написании школьных сочинений, проведении олимпиад по любым предметам.
Некоторые эксперты считают, что цифровизация приведёт к упрощению работы преподавателя, поскольку в цифровой системе работа учителя предполагает лишь помощь и консультации, разбор спорных случаев и т. п. На мой взгляд, такое «гильотинирование» роли учителя категорически недопустимо. Учитель — центральная фигура системы образования на протяжении всей истории человечества. Он остаётся ею и сегодня.
Стоит прислушаться к мнению тех экспертов, которые связывают наблюдаемый в мире рост аутизма с массовым погружением детского менталитета в виртуальный мир. Последний воспринимается ребёнком как более совершенный по сравнению с реальной жизнью, где старшие всё время требуют исполнения каких-то малоприятных манипуляций вроде мытья рук, лица и шеи, общения с пришедшими в гости знакомыми, глотания отвратительного рыбьего жира, своевременного отхода ко сну и прочее. Всё это отвлекает от любимого занятия — пребывания в искусственном мире, где ничего такого нет.
Невозможно отрицать то, что мир вступил в этап формирования новой цивилизации. Информационные технологии, цифровизация — одна из её основ. Уже сейчас видно, что новые реальности заключают в себе как огромные, невиданные прежде возможности, так и вызовы, угрозы. На первое место в этом ряду я бы поставила опасность дегуманизации, девальвации человека как абсолютной ценности. Полагаю, что на школу ложится миссия противостояния, ослабления этой угрозы. И выполнить её может только педагог — человек, который не только обучает, но и воспитывает.
Компьютер, робот, искусственный интеллект, как уже отметила, в состоянии оказать действенную помощь в поиске информации, избавить от рутинной работы, связанной с её запоминанием. Но только учитель может научить школьника её пониманию, навыкам интеллектуального осмысления информации, её верификации, приведению в систему. Всё это и есть то, что мы называем знаниями. Учитель, его личность — ключевое звено в образовательном процессе.
Другое дело, что время стремительных изменений, в котором мы живём, экспоненциальный рост информации предъявляют всё более высокие требования к педагогу. Нам надо брать курс на выстраивание единой системы — как базовой подготовки учителей, так и повышения их квалификации. Исходя из того, что это постоянный, непрерывный процесс.
Но отвлечёмся от проблем в канун прекрасного общероссийского праздника, каким является День знаний.
Я сердечно поздравляю большую армию российских педагогов — от учителей начальных классов до маститой профессуры — с этим светлым и радостным праздником! Именно ваш труд должен обеспечить и внедрение прогрессивных методов в систему образования, и сохранение мощной гражданской и нравственной составляющей в образовании и воспитании нашей молодёжи. Роль учителя в процессе цифровизации образования, на мой взгляд, не уменьшается, а возрастает и усложняется. Такова диалектика современного развития общества. Проверенный тысячелетиями тандем «учитель — ученик» прирастает новыми возможностями, как это уже не раз бывало при внедрении различных технических средств, а прочная связь между поколениями обретает новую силу.
В.И. Матвиенко
Ещё материалы: Валентина Матвиенко