Владимир Путин: поздравление с некруглой датой как продолжение игры в долгую
На днях президент Путин тепло и сердечно поздравил строителей БАМа с 45-летием со времени начала этой великой стройки. Поздравление это отнюдь не дежурное, каковых из-под пера президента тоже выходит немало. Их жаждут получить к юбилеям и победам писатели, учёные, артисты, футболисты и т. п. и т. д.
После поздравления, адресованного двум миллионам бамовцев всех поколений, он заявил, что в ближайшие годы страна должна совершить прорыв в развитии транспортной инфраструктуры. Причём приоритетная задача в этой области — модернизация БАМа и александровского Транссиба. Их пропускная способность должна к 2025 году достичь 200 миллионов тонн.
Это не спонтанное решение, а продолжение давней экономико-политической линии президента, если вспомнить, что именно при Путине появилась многострадальная «золотая пряжка БАМа» — Северомуйский туннель (2001 год), а скоро вступит в строй и второй Байкальский.
Но главное, поздравление президента появилось в то время, когда вступает в активную фазу реализация предложенного Китаем грандиозного проекта «Один пояс — один путь». Выступая в 2013 году в Казахстане, лидер Китая сравнил проект «с крыльями, поднимающими Азию», а его участников назвал «симфонией заинтересованных сторон», специально подчеркнув, что это не «соло Китая». Правда, по-восточному деликатно не упомянул, что во время каждой исполняемой симфонии на специальной тумбочке стоит человек, которого именуют дирижёром.
За шесть прошедших лет 126 стран и 29 международных организаций (по состоянию на апрель 2019 г.) подписали документы о сотрудничестве с Китаем в осуществлении этого проекта. При этом, стараясь не ослаблять заинтересованность участников, инициатор не говорит, какой из предлагаемых нескольких маршрутов станет основным, когда начнётся реальная стройка.
За шесть прошедших лет 126 стран и 29 международных организаций подписали документы о сотрудничестве с Китаем в осуществлении этого проекта.
Поэтому в названии «Один пояс — один путь» наряду с глубокой философией (идее больше 2 тысяч лет!) есть некая практическая загадка. Путей-конкурентов в планах, предложенных Поднебесной, предлагается целых три (см. карту). А это, в свою очередь, породит обычную для современного мира энергичную до полной ожесточённости конкуренцию. Большие и малые страны фактически уже вступили в неё. Индия глубоко задумалась, многие страны ждут, что Китай своими инвестициями поможет им развязать внутренние экономические узлы. Активные подвижки по конкретным проектам уже есть. Последний пример — в начале июля в Баку подписано соглашение о контейнерных перевозках по Транскаспийскому маршруту в рамках китайского проекта. России в нём места не нашлось. Из Казахстана через Каспий в Азербайджан, оттуда в Грузию, из Грузии в Турцию, а далее в Европу. Красиво, хотя границ с таможнями и многовато.
Россия крайне заинтересована в развитии предложенного Китаем проекта, хотя он предполагает не только сотрудничество, но состязание со многими участниками, включая инициатора.
Путь через Россию выглядит пока, конечно, предпочтительнее: Китай, Монголия, Россия и далее везде — хочешь в Европу, хочешь дальше через европейские порты — в Северную и Южную Америку.
Но для этого нужна дорога, по которой несутся составы, похожие на русскую тройку. Такую дорогу и предлагает создать Владимир Путин.
Активное, а лучше, определяющее (не будем забывать ещё и о Севморпути) российское участие важно нам не только в узкоэкономическом смысле. Оно даст мощный толчок развитию северных и дальневосточных территорий, ещё более масштабный, чем освоение Северов и Сибири в советское время. А это важнейшее условие сохранения и укрепления российской государственности и суверенитета в наступившем веке.
Для этого приходится концентрировать возможности и средства, а чем-то и жертвовать. На мой взгляд, граждане России готовы разделить эту ношу. Готовы и пожертвовать многим. Но не только социальной справедливостью. Тяжёлый рюкзак ответственной государственности должны нести все.
Так или иначе, Владимир Путин вступил на путь продолжения деяний Александра III, развивая Транссиб, и масштабно обозначил четвёртый в истории этап жизни БАМа. Эта история начиналась с идей конца XIX века, реально осуществлялась в 30-е годы, но была прервана войной, а уложенные рельсы были сняты и уехали на строительство сталинградской рокады (уже тогда БАМ сослужил стране первую славную службу). Полвека назад БАМ стал великой стройкой, потом прошёл через забвение и близорукое непонимание 90-х…
Но возродился и сегодня вновь настоятельно нужен России.
Ещё материалы: Александр Дегтярёв