Владимир Джабаров: Россия кровно заинтересована, чтобы Армения и Азербайджан жили в мире
В Совете Федерации считают, что преодолевать локальные раздоры поможет усиление «парламентского измерения» региональных интеграционных объединений
Межпарламентская ассамблея стран СНГ имеет все шансы стать примером совместной работы парламентариев, представляющих страны одного региона, объединённых в единую интеграционную структуру. В преддверии открытия очередной сессии МПА СНГ в ноябре этого года, первый замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров рассказал «Парламентской газете», за счёт чего на площадке ассамблеи удаётся избегать скандалов и выяснений отношений.
- Владимир Михайлович, 14 октября на ассамблее Межпарламентского союза в Белграде спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала усиливать «парламентское измерение» региональных интеграционных структур. И предложила использовать опыт Межпарламентской ассамблеи Содружества независимых государств. Насколько это может быть востребовано нашими партнёрами по МПС?
- Уверен, что данная инициатива будет очень востребована. Одно из наиболее важных направлений в работе МПА СНГ — разработка модельных законов, которые берутся на вооружение в парламентах стран — участниц Содружества. Среди тех, которые уже приняты, можно выделить инициативы о противодействии отмыванию доходов, об информационной безопасности, о свободе совести и вероисповедания, об увековечивании памяти погибших при защите Отечества, об общих принципах организации местного самоуправления. Замечу, что многие из модельных законов МПА СНГ концептуально и по содержанию сходны с действующими нормами российского законодательства.
Замечу, что после того, как МПА СНГ возглавила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, многое в работе ассамблеи изменилось. Например, теперь практически все делегации возглавляют спикеры национальных парламентов, вопросы участия в работе ассамблеи обсуждаются в ходе переговоров с лидерами государств, итогами которых, в частности, стало возвращение в МПА СНГ Узбекистана и Туркменистана. Можно сказать, что сегодня, кроме Украины, практически все страны, «вышедшие» из СССР, принимают участие в работе ассамблеи.
- Одно из преимуществ МПА СНГ — здесь нет места выяснениям отношений. Хотя между странами-участницами остаются острые разногласия. Яркий пример — раздор между Арменией и Азербайджаном по проблеме Нагорного Карабаха. Как удаётся сохранять мирный настрой в работе?
- Сразу подчеркну, что на МПА СНГ делегаты Армении и Азербайджана нормально общаются сидя за одним столом. В отличие, кстати, от других международных площадок, таких, например, как ПАСЕ и ОБСЕ, — там они нередко достаточно жёстко излагают свои позиции по тем или иным проблемам двусторонних отношений. Возможно, это объясняется желанием как-то заявить о себе, что называется, на всю Европу. А на территории СНГ мы все хорошо знаем друг друга, и нам нет смысла делать резонансные заявления, раздувать конфликт.
Что касается ситуации вокруг Нагорного Карабаха, то Россия не может здесь принять полностью позицию или Армении, или Азербайджана. Мы все вышли из одной некогда большой страны, и обе республики нам одинаково дороги. На мой взгляд, мы не можем улучшать отношения с Арменией за счёт ухудшения отношений с Азербайджаном. И наоборот.
- Возможно ли политическое решение армяно-азербайджанского конфликта в обозримом будущем?
- Это один из самых застарелых конфликтов на постсоветском пространстве. К сожалению, позиции сторон на сегодняшний день диаметрально противоположны. И если вас интересует моё субъективное мнение, то пока нет политического решения этого конфликта. Но совершенно точно не существует и военного решения этого конфликта. Нужны долгие и трудные переговоры. И самое главное — все стороны должны быть готовы на взаимные уступки и даже на компромиссные решения.
Конечно, у всех сторон конфликта накопилось много обид и взаимных претензий. Ведь за 30 лет выросло почти два поколения армян и азербайджанцев, которые не знают, что были времена мирного сосуществования двух народов в составе Советского Союза. Должно пройти время — оно, как известно, лечит. Знаете, я оптимист и верю, что наступит время, когда все три закавказские республики — Азербайджан, Грузия и Армения — станут друг для друга добрыми соседями. А главное — большими друзьями нашей страны. Именно дружба с Россией может гарантировать им процветание и независимость.
Подчеркну, что Россия кровно заинтересована, чтобы Армения и Азербайджан жили мирно. А объединить две страны может совместная работа в рамках интеграционных процессов — например, в экономической сфере. Ведь и сейчас азербайджанцы и армяне спокойно общаются не только в МПА СНГ — знаю, что они способны ладить и на бытовом уровне. Не надо выяснять между собой, чей народ древнее или мудрее, надо искать точки соприкосновения в большом общем деле. И здесь межпарламентский диалог в рамках региональных интеграционных объединений может сыграть позитивную роль.