Владельцев причалов хотят избавить от аукционов за водный участок
Арендовать акваторию можно будет без торгов
Тема: Пленарное заседание Госдумы 12 апреля 2023 года
Законопроект: № 226964-8
Собственники причалов, плавучих гостиниц, понтонов, дебаркадеров смогут заключать договоры на аренду водной глади без лишних бюрократических процедур. Для этого предлагают внести изменения в Водный кодекс — законопроект депутаты Госдумы приняли в первом чтении на пленарном заседании 12 апреля.
Упростить процесс
Документ подготовили, чтобы синхронизировать использование участка водной акватории и прилегающей береговой линии, пояснил один из авторов инициативы, первый зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. «Изменения в Водный кодекс предлагают дать возможность правообладателям земельного участка, прилегающего к участку водной акватории, пользоваться им на основании договора водопользования без проведения аукциона», — сказал сенатор. Правительство, по его словам, документ поддержало с учетом доработки.
Сейчас, чтобы одно лицо могло пользоваться и частью набережной, и частью акватории, ему сначала необходимо заключить договор аренды на землю, а затем участвовать в аукционе на право заключения договора водопользования на участок акватории, примыкающий к арендуемой им набережной. Но гарантий, что именно он выиграет аукцион, нет. Бывает, что берег принадлежит одному лицу, а водная гладь отходит другому. Такая ситуация способствует возникновению дополнительной неопределенности для бизнеса, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Сергей Митин привел в пример крейсер «Аврора»: «Оформить акваторию без аукциона удалось только после перевода плавучего объекта из статуса «музея славы» в состав Военно-морского флота».
Если законопроект пройдет все три чтения, аукцион проводить не станут — акваторию просто сдадут в аренду тому, у кого в пользовании уже находится берег.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виктор Дерябкин отметил, что сегодня внутренний водный транспорт как никогда требует развития в коммерческом и туристском направлениях. «Перед нами стоит задача расширения этих направлений и увеличения грузо- и пассажиропотоков на внутренних водных объектах. Необходимо выделение частей поверхностей водных объектов для создания причалов, позволяющих размещать и хранить грузы, обеспечивать посадку и высадку пассажиров».
Отдых на воде
Только в Москве расположено около 40 причалов. Отправиться на прогулку по воде на теплоходе можно из парка Горького, Москва-Сити. Развлечение пользуется большой популярностью как у москвичей, так и у гостей столицы. Прогулочные рейсы стартуют далеко не со всех причалов Москвы, многие используются исключительно банкетными теплоходами.
Кто-то предпочитает отдых в плавучих гостиницах. Они появляются как альтернатива обычным отелям в крупных городах. В спектр развлечений, которые они включают, могут войти купание, рыбалка, дайвинг, подводная охота.
Если за движимое плавучее имущество отвечает Госинспекция по маломерным судам, то за плавучую недвижимость — причалы, понтоны, дебаркадеры, кафе, гостиницы и просто дома на воде — отвечает администрация водного бассейна. Все такие плавучие объекты следует учесть в Речном реестре, это процедура бесплатная. Тем не менее на плечах ГИМС лежит обеспечение безопасности на всех водных объектах, и на недвижимых в том числе.
Как раз недавно в Госдуму внесен разработанный МЧС законопроект «О безопасности людей на водных объектах». Он объединит все требования к безопасности, которые сейчас содержат Водный кодекс, постановления Правительства, приказы МЧС. К тому же каждый регион утверждает собственные правила охраны жизни людей на водных объектах.
Следить за исполнением правил как раз и будет ГИМС, причем для пресечения нарушений инспекторы вправе применять физическую силу: им разрешено использовать специальную палку, газ, электрошокер и средство принудительной остановки транспорта.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.
Ещё материалы: Сергей Митин, Виктор Дерябкин